Постковидный синдром и наше сердце. Все чаще ко мне и моим коллегам - кардиологам обращаются паци...
Лариса Миллер. А пока не прибрано в душе ... - (0)Мы поймем, года спустя, что всерьез, а что шутя... https://c.radikal.ru/c10/2102/bc/...
Фриц Таулов - норвежский мастер пейзажа 19 века - (0)Художник Frits Thaulow (1847 – 1906). Течёт река Галерея работ Фрица Таулова &mda...
Фотопрогулка по Черногории: море, горы и небо - (0)Черногория в фотографиях Острова напротив Пераста &...
Лира потихоньку пустеет и теряет смысл. А жизнь продолжается. - (0)после болезни давненько я не писала, хотя, признаюсь честно особой нужды в этом не испытывала...
Игорь Гонохов. Поэзия - это я |
Когда идёт речь о поэзии, как об искусстве разговор обычно сводится к технике стихосложения. Глубинные вопросы поиска самого себя, взаимоотношения поэта с миром с Богом не берутся в расчёт, потому что каждый человек (пишущий не пишущий) склонен задавать себе эти вопросы, к тому же слишком много точек зрения могут выявиться в процессе беседы и не известно какой из них держаться.
Стихосложение в противовес - имеет чёткие законы. Однако я склонен думать, что в искусстве поэзии внутренние законы не менее четкие, даже более жёсткие, чем внешние – просто мы их не особо знаем. Но можно попытаться нащупать хотя бы некоторые:
Я о ПСЕВДОРЕАЛИЗМЕ. Ужасно, когда стихи не выходят за рамки жизненного, житейского опыта автора. Я совсем не о графоманах*, а даже наоборот о мастерах.
О тех, чьи стихи блещут отточенностью и выучкой. Да и житейский опыт может быть громадным, можно скажем быть энциклопедически эрудированным, можно пройти за свою жизни и огонь и воду и медные трубы, можно в конце концов познать все тонкости стихосложения и переплюнуть в этом Андрея Белого (что в общем-то было бы неплохо). Ужасно когда всё в авторе - есть бытовое я, когда в стихах виден только профессор филологии, только разбирающийся в политике патриот, только рефлексирующий молодой человек, только раздираемая страстями девушка.
Напоминаю, я говорю не о слабых стихах, я говорю о мастерски исполненных произведениях. Поэзия является таковой не из за типажа, даже не из за личности, ( то есть качеств колоритных не подражаемых, не повторимых ни в ком). (я сам считал, раньше что личности достаточно – оказалось нет).
Главное в поэзии - то, что она не зеркало для самого себя, а окошко в незнаемое. И каждая новая личность заново из этого незнаемого учиться говорить на собственном языке. Поэзия есть ещё и нечто за личностью, нечто, что освещает весь твой жизненный опыт внутренним свечением. Нет, не тайна, а если тайна - то самая обыденная. Ибо простейший стул до конца не познаваем.
Для поэта совсем не обязательно, а может и не нужно быть тем чем его конструирует опыт социума и собственный опыт. Опыт и знание является лишь инструментом посредством которого, человек выходит за пределы мышления и само собой за пределы познаваемого.
Хорошо бы признаться себе, что пытаешься писать о том, чего знать и выразить не можешь, а не искать оправдания в видимости знания о бытии. Самое страшное как раз то, что некоторые отвели себе роль "владыки точных знаний" и считают себя центром «правильного взгляда» и непоколебимо уверены в своей самоизобретённой декорации жизни и мира.* Это я и называю ПСЕВДОРЕАЛИЗМОМ. Люди эти в поэзии уважаемы, они зачастую мудры и честны. Но все кто ищет нечто новое, кто принял непознаваемость мира, кто пытается ощупывать его в сумраке ориентиров, должны страшиться «непогрешимых столпов» потому что они страшно далеки не скажу от народа, но от поэзии точно. Почему Мандельштам именовал некоторых известных поэтов столпниками (Ахматову например)? Из-за небольшого количества используемых технических средств? Из-за ограниченного (с точки зрения Мандельштама) словарного запаса? Но это Пастернак применял профессионализмы и диалектизмы, а нужны ли они были Блоку? И какое техническое оснащение можно считать достаточным? На этот вопрос невозможно ответить, если не видеть цели и не понимать логики искусства. Самое примитивное достаточно для одного, и «последних новинок » может еле-еле хватать для другого. Почему присутствует некий страх банальных и глагольных рифм? Потому что существует опасность и банальности смысла? И если глагольные рифмы и не всегда лучшие, то в благозвучности многим банальным отказать трудно. Однако на деле получается - всё приемлемо, что приводит к отличному результату …
|
Текст статьи приведен полностью, за исключением приведенных в оригинале одного стихотворения Северянина и одного стихотворения Мандельштама.
Вот еще отдельные выдержки из откликов на эту статью там же на сервере Stihi.ru:
Сам Игорь Гонохов:
- Ещё Гёте (кажется) произнёс - когда человеку нечего сказать он обращается к поэзии. По Бродскому поэзия прекрасный ускоритель мысли.
======
Статья Ваша правильная и нужная. Вы правы во всем, и это уже видно даже по названию. Поэзия - это прежде всего Я. Но кроме Я-осознанного есть еще Я-неосознанное,и вот это второе Я мудрее, сильнее и главнее первого. Именно оно создает поэзию, но посредством знаний и навыков осознанного Я. Именно второе Я отвечает за то,насколько талантлив человек. И Вы тысячу раз правы, утверждая,что законы стихосложения очень важны, но важнее всё-таки соответствие цели своего внутреннего Я - самовыражение.
А удалось ли это автору - покажет время. В подтверждение вышесказанного приведу слова Льва Гумилева. На вопрос, пишет ли он стихи, сын Ахматовой ответил: "Я могу написать рифмованные строки на любую заданную тему, но это не будет поэзией." Оксана Маршал
=========
Если рассматривать процесс истинного поэтического творчества, а не поверхностной словесной эквилибристики, интересно также обратить внимание на психический механизм сокращения и сжатия неструктурированных информационных потоков, названный З.Фрейдом сгущением, при котором вербализация содержаний происходит в концентрированной форме, выражающей некий (новый) смысл. Таким образом, содержание мысли (означаемое) при сгущении всегда оказывается шире и богаче своего словесного выражения (означающего). А это именно то, что мы читаем между строк настоящего поэтического творения, и чем отличается оно от произведения, созданного правополушарным мышлением, рассудочным и калькулирующим... Татьяна Камянова
=======
Поэт, версификатор и графоман - вот три ипостаси пишущего. Графоман - сразу видно, а вот версификатор... тот, кому дан дар - писать в рифму... Галина Александровна Стоянцева
/Опыт и знание является лишь инструментом посредством которого, человек выходит за пределы мышления и само собой за пределы познаваемого/ - одна эта фраза убила наповал.
Не слишком ли много для поэзии? Поэзия - это поэзия, и не более того. И она занимает место в сознании человека иного не больше, чем случайная мысль о просмотренном фильме, а иногда и того меньше (я не говорю об одержимых поэзией/графоманией психопатов).
За пределы Познаваемого выйти нельзя, уж тем более с помощью поэзии, а тем более с помощью опыта и знания (это почти синонимы). За пределами Познаваемого лежит Непознаваемое.
А это уже другой разговор. Плохой Танцор
Рубрики: | ПОЭЗИЯ в ИНТЕРНЕТЕ/О поэзии серьезно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |