-Метки

Тоска архитектура бег времени блог блог egowelt блог gedichte блоги бог боль вдохновение виртуальное общение война на украине воспоминания грусть деревья дети дневник дождь друзья душа женщина живопись жизнь зима искусство история картинки картины книги комменты кофе красота критика лекарства лекарственная безопасность лиру любовь мечты мои дневники мои фото море москва музыка мысли настройки небо новый год ночь облака общение одиночество осень память патриотизм петербург печаль плюсы и минусы лиры подборка поздравления полезные советы политика поселок сокол поэзия поэт природа птицы путин пч разлука расставание реклама россия россия и запад россия и сша россия и украина русский язык сайт сайты санкции сердце слова смерть смотреть снег снимки события на украине советы сонет социальные сети список друзей ссылки старость стихи стихи о бабочках стихи фета стихотворение судьба счастье творчество тишина фармрынок фото фото цветов храм художник цветы цитаты чистка друзей чтение шоколадницы юмор

 -Цитатник

Постковидный синдром и осложения на сердце - (0)

Постковидный синдром и наше сердце. Все чаще ко мне и моим коллегам - кардиологам обращаются паци...

Лариса Миллер. А пока не прибрано в душе ... - (0)

Мы поймем, года спустя, что всерьез, а что шутя...   https://c.radikal.ru/c10/2102/bc/...

Фриц Таулов - норвежский мастер пейзажа 19 века - (0)

Художник Frits Thaulow (1847 – 1906). Течёт река Галерея работ Фрица Таулова &mda...

Фотопрогулка по Черногории: море, горы и небо - (0)

Черногория в фотографиях Острова напротив Пераста        &...

Лира потихоньку пустеет и теряет смысл. А жизнь продолжается. - (0)

после болезни давненько я не писала, хотя, признаюсь честно особой нужды в этом не испытывала...

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 11217


Игорь Гонохов. Поэзия - это я

Суббота, 06 Июня 2009 г. 21:56 + в цитатник
stihi.ru/2008/08/18/2807


 

Когда идёт речь о поэзии, как об искусстве разговор обычно сводится к технике стихосложения. Глубинные вопросы поиска самого себя, взаимоотношения поэта с миром с Богом не берутся в расчёт, потому что каждый человек (пишущий не пишущий) склонен задавать себе эти вопросы, к тому же слишком много точек зрения могут выявиться в процессе беседы и не известно какой из них держаться.

 

Стихосложение в противовес - имеет чёткие законы. Однако я склонен думать, что в искусстве поэзии внутренние законы не менее четкие, даже более жёсткие, чем внешние – просто мы их не особо знаем. Но можно попытаться нащупать хотя бы некоторые:


Поэзия – это я. Нормальное состояние пишущего, когда между ним и листом бумаги никого нет. А кто ещё может быть настоящей поэзией, когда ещё ничего не написано и лист пуст. Без такой мысли наверно и затевать ничего не стоит. Впрочем, я не об этом.

 

Я о ПСЕВДОРЕАЛИЗМЕ. Ужасно, когда стихи не выходят за рамки жизненного, житейского опыта автора. Я совсем не о графоманах*, а даже наоборот о мастерах.


О тех, чьи стихи блещут отточенностью и выучкой. Да и житейский опыт может быть громадным, можно скажем быть энциклопедически эрудированным, можно пройти за свою жизни и огонь и воду и медные трубы, можно в конце концов познать все тонкости стихосложения и переплюнуть в этом Андрея Белого (что в общем-то было бы неплохо).

Ужасно когда всё в авторе - есть бытовое я, когда в стихах виден только профессор филологии, только разбирающийся в политике патриот, только рефлексирующий молодой человек, только раздираемая страстями девушка.

 

Напоминаю, я говорю не о слабых стихах, я говорю о мастерски исполненных произведениях. Поэзия является таковой не из за типажа, даже не из за личности, ( то есть качеств колоритных не подражаемых, не повторимых ни в ком). (я сам считал, раньше что личности достаточно – оказалось нет).

 

Главное в поэзии - то, что она не зеркало для самого себя, а окошко в незнаемое. И каждая новая личность заново из этого незнаемого учиться говорить на собственном языке. Поэзия есть ещё и нечто за личностью, нечто, что освещает весь твой жизненный опыт внутренним свечением. Нет, не тайна, а если тайна - то самая обыденная. Ибо простейший стул до конца не познаваем.

 


Для поэта совсем не обязательно, а может и не нужно быть тем чем его конструирует опыт социума и собственный опыт. Опыт и знание является лишь инструментом посредством которого, человек выходит за пределы мышления и само собой за пределы познаваемого.

 

Хорошо бы признаться себе, что пытаешься писать о том, чего знать и выразить не можешь, а не искать оправдания в видимости знания о бытии. Самое страшное как раз то, что некоторые отвели себе роль "владыки точных знаний" и считают себя центром «правильного взгляда» и непоколебимо уверены в своей самоизобретённой декорации жизни и мира.* Это я и называю ПСЕВДОРЕАЛИЗМОМ. Люди эти в поэзии уважаемы, они зачастую мудры и честны. Но все кто ищет нечто новое, кто принял непознаваемость мира, кто пытается ощупывать его в сумраке ориентиров, должны страшиться «непогрешимых столпов» потому что они страшно далеки не скажу от народа, но от поэзии точно.

Почему Мандельштам именовал некоторых известных поэтов столпниками (Ахматову например)? Из-за небольшого количества используемых технических средств? Из-за ограниченного (с точки зрения Мандельштама) словарного запаса? Но это Пастернак применял профессионализмы и диалектизмы, а нужны ли они были Блоку? И какое техническое оснащение можно считать достаточным? На этот вопрос невозможно ответить, если не видеть цели и не понимать логики искусства. Самое примитивное достаточно для одного, и «последних новинок » может еле-еле хватать для другого.

Почему присутствует некий страх банальных и глагольных рифм? Потому что существует опасность и банальности смысла? И если глагольные рифмы и не всегда лучшие, то в благозвучности многим банальным отказать трудно. Однако на деле получается - всё приемлемо, что приводит к отличному результату …

* графоман понятие относительное графоманом считали и Бенедиктова.
* эти слова относятся только к поэзии и к религии не применимы.

 

Текст статьи приведен полностью, за исключением приведенных в оригинале одного стихотворения Северянина и одного стихотворения Мандельштама.

Вот еще отдельные выдержки из откликов на эту статью там же на сервере Stihi.ru:

Сам Игорь Гонохов:

- Ещё Гёте (кажется) произнёс - когда человеку нечего сказать он обращается к поэзии. По Бродскому поэзия прекрасный ускоритель мысли.

======

Статья Ваша правильная и нужная. Вы правы во всем, и это уже видно даже по названию. Поэзия - это прежде всего Я. Но кроме Я-осознанного есть еще Я-неосознанное,и вот это второе Я мудрее, сильнее и главнее первого. Именно оно создает поэзию, но посредством знаний и навыков осознанного Я. Именно второе Я отвечает за то,насколько талантлив человек. И Вы тысячу раз правы, утверждая,что законы стихосложения очень важны, но важнее всё-таки соответствие цели своего внутреннего Я - самовыражение.

А удалось ли это автору - покажет время. В подтверждение вышесказанного приведу слова Льва Гумилева. На вопрос, пишет ли он стихи, сын Ахматовой ответил: "Я могу написать рифмованные строки на любую заданную тему, но это не будет поэзией." Оксана Маршал

=========

Если рассматривать процесс истинного поэтического творчества, а не поверхностной словесной эквилибристики, интересно также обратить внимание на психический механизм сокращения и сжатия неструктурированных информационных потоков, названный З.Фрейдом сгущением, при котором вербализация содержаний происходит в концентрированной форме, выражающей некий (новый) смысл. Таким образом, содержание мысли (означаемое) при сгущении всегда оказывается шире и богаче своего словесного выражения (означающего). А это именно то, что мы читаем между строк настоящего поэтического творения, и чем отличается оно от произведения, созданного правополушарным мышлением, рассудочным и калькулирующим... Татьяна Камянова

=======

Поэт, версификатор и графоман - вот три ипостаси пишущего. Графоман - сразу видно, а вот версификатор... тот, кому дан дар - писать в рифму... Галина Александровна Стоянцева

/Опыт и знание является лишь инструментом посредством которого, человек выходит за пределы мышления и само собой за пределы познаваемого/ - одна эта фраза убила наповал.


Не слишком ли много для поэзии? Поэзия - это поэзия, и не более того. И она занимает место в сознании человека иного не больше, чем случайная мысль о просмотренном фильме, а иногда и того меньше (я не говорю об одержимых поэзией/графоманией психопатов).

За пределы Познаваемого выйти нельзя, уж тем более с помощью поэзии, а тем более с помощью опыта и знания (это почти синонимы). За пределами Познаваемого лежит Непознаваемое.

А это уже другой разговор.
Плохой Танцор 

Рубрики:  ПОЭЗИЯ в ИНТЕРНЕТЕ/О поэзии серьезно
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку