-Метки

Тоска архитектура бег времени блог блог egowelt блог gedichte блоги бог боль вдохновение виртуальное общение война на украине воспоминания грусть деревья дети дневник дождь друзья душа женщина живопись жизнь зима искусство история картинки картины книги комменты кофе красота критика лекарства лекарственная безопасность лиру любовь мечты мои дневники мои фото море москва музыка мысли настройки небо новый год ночь облака общение одиночество осень память патриотизм петербург печаль плюсы и минусы лиры подборка поздравления полезные советы политика поселок сокол поэзия поэт природа птицы путин пч разлука расставание реклама россия россия и запад россия и сша россия и украина русский язык сайт сайты санкции сердце слова смерть смотреть снег снимки события на украине советы сонет социальные сети список друзей ссылки старость стихи стихи о бабочках стихи фета стихотворение судьба счастье творчество тишина фармрынок фото фото цветов храм художник цветы цитаты чистка друзей чтение шоколадницы юмор

 -Цитатник

Постковидный синдром и осложения на сердце - (0)

Постковидный синдром и наше сердце. Все чаще ко мне и моим коллегам - кардиологам обращаются паци...

Лариса Миллер. А пока не прибрано в душе ... - (0)

Мы поймем, года спустя, что всерьез, а что шутя...   https://c.radikal.ru/c10/2102/bc/...

Фриц Таулов - норвежский мастер пейзажа 19 века - (0)

Художник Frits Thaulow (1847 – 1906). Течёт река Галерея работ Фрица Таулова &mda...

Фотопрогулка по Черногории: море, горы и небо - (0)

Черногория в фотографиях Острова напротив Пераста        &...

Лира потихоньку пустеет и теряет смысл. А жизнь продолжается. - (0)

после болезни давненько я не писала, хотя, признаюсь честно особой нужды в этом не испытывала...

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 11217


"Я сам Славянин..." (История и мифология)

Вторник, 14 Июля 2009 г. 21:13 + в цитатник
Цитата сообщения Галина_Бикмуллина

 


 

 

 

 
Перуница
 

 

 

 

 
Перуница
 Мрак ночной обращается вспять
под ее пламенеющим взором,
и заря начинает играть
над земным и небесным
простором.
И сверкают ее золоченые латы,
А небесные птицы Славословье поют
В честь божественной Лады – Копьеносицы Перуницы.
Ю. Медведев
Все мы знаем о легендарном Боге-громовержце Перуне, забывая о его супруге Перунице (одно из воплощений Богини Лады). Ее порою называют дева-громовница, как бы подчерки­вая, что она разделяет власть над грозами со своим мужем. Здесь выделяется ее воинст­венная сущность, именно поэтому столь часто упоминание о деве-воительнице в заговорах ратных: «Еду на гору высокую, по облакам, по водам (т. е. небесный свод), а на горе высокой стоит терем боярский, а во тереме боярском си­дит зазноба красная девица (т. е. богиня Лада-Перуница). Вынь ты, девица, отеческий меч-кладенец; достань ты, девица, панцирь дедов­ский, отомкни ты, девица, шлем богатырский; отопри ты, девица, коня ворона. Закрой ты, де­вица, меня своею фатою от силы вражьей...»
По другим поверьям считается, что Перуница является дочерью громовержца Перуна. Она облачная дева — прекрасная, крылатая, воинственная, тоже, что скандинавская валькирия. Серд­це ее навеки отдано воинам, богатырям. На поле брани Магура (одно из названий Перуницы) подбадривает сра­жающихся воинственными кликами, ее золотой шлем сверкает на солнце, вселяя радость и надежду в сердца. Ну а если воин пал от удара вражеского меча или прон­зенный стрелою, Магура осенит его своими крылами, коснется охладелых уст — и даст выпить воды из золотой чаши в виде черепа.
Отведавший живой воды Магуры отправится в Ирий, в райские чертоги, — для жизни вечной, где и средь неземного блаженства вечно помнит он последний по­целуй Магуры.
В истории живописи Виктор Корольков первый обратился к образу прекрасной девы-копьеносецы. Несется по небесному кругу на тройке ретивых коней Перуница, возвещая приход светозарного солнца. Под ее пламенеющим взором ночной мрак обращается вспять. Мы видим, как над земным и небесным простором начинает играть заря, все в природе пробуждается. Это гимн Жизни, Свету, Красоте!

 

Стрибог
 

 

 

 

 
Стрибог
Стрибог в славянской мифологии — повели­тель, верховный властитель ветров. Слово «стри» означает воздух, поветрие. «Слово о полку Игореве» называет ветры Стрибожьими внуками, которые веют с моря стрелами, то есть мечут молнии из дождевой тучи. Стрибога почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разру­шителя злоумышлений. Однако порой не умеет Стрибог соразмерить свои силы, всколыхнет весь мир, налетит ураганом. Кроме того, он ленив, так и норовит где-нибудь в холодкепоспать, забыв о том, что ветер людям нужен. Владельцы ветряных мель­ниц так заклинали его:
Стрибу, Стрибу, подобрей,
На крупчатку нам повей,
Повей, Стрибу, нам из неба,
Дай нам всем на завтра хлеба!
Большое святилище Стрибога находилось неподалеку от того места, где ныне Ростов Ве­ликий. Весьма почитали Стрибога и новгородцы, которые славились как мореходы: им нужны были ветры, дующие в паруса, поэтому они приносили Стрибогу богатые жертвы.
Всем белым светом повелевает могучий властелин ветров. И снежные вершины запорошат его верные слуги Ветерки, и море-океан взволнуют, и ниву всколыхнут. Каждой клеточкой и мы, дажьбожьи внуки, чувствуем дыхание ветра, слышим его шепот, когда пробежит он по листве деревьев, видим, как играет рябью на воде.… Виктор Корольков показывает нам космический, всеобъемлющий характер повелителя воздушного моря-океана. Приглядитесь: ясное солнечное небо над снежными вершинами гор плавно перетекает в холодный мрак ночи. Так космонавт, поднимаясь в высь небесную, оказывается в окружении мерцающих звезд, когда у нас, на Земле, ярко светит Солнце…

 

Полёт вокруг земли




Полёт вокруг земли
Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям. «Баба-Яга лежит из угла в угол: в одном углу ноги, в другом голова, нос в потолок врос», страшная и огромная.
Прочитаем сказку заново, вспоминая мудрость наших предков. Начнем с имени: Баба-Яга или Баба-Йога. «Яга» и «Йога» - слова одинаковые по семантическому значению. Йога - это путь к самосовершенствованию, а «Яга» - дословно «Я иду», то есть, то же самое. «Га» - означает движение («доро-га», «теле-га», «но-га», «га-гара»). Есть и другая трактовка: Яга – огрублённое от Яша, Ящур, Пращур, то есть великая Прародительница, Великая Матерь Мира.
Ведьма (ведающая, знающая мать) выступает помощницей доброго молодца, который к ней приходит за советом, выдерживает испытания знахарки и отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги. Этот мотив восходит к эпохе матриархата, когда главной в Роду почиталась женщина. Именно жрице-колдунье в древнейшие времена приводили мальчиков 10-12 лет для проведения обряда посвящения в мужей-воинов. Это был своеобразный экзамен на бесстрашие, ловкость, выносливость; при этом юноши как бы «умирали» для племени: вместо них «рождались» воины и охотники. «Экзаменом на зрелость» руководил, по-видимому, мужчина, охотник. А приобщала к тайнам племени, к магическому ритуалу охотников женщина-ведунья.
Связь Яги со смертью (частокол с черепами) объясняется её функцией привратницы между миром живых и миром мёртвых. Череп – субстанция нетленная – говорит о бессмертной памяти предков. Помело связывает Ягу с очагом, излечивающим хвори. Недаром в сказках Баба-Яга хочет испечь ребёнка. Это отголоски древнего обряда, бытовавшего еще в прошлом веке. Родился хворой ребёночек – его заворачивали в тесто и ставили в тёплую печку (но не запекали, а опекали, отсюда и «опека» - забота). Тесто – это хлеб, «Государь Батюшка», а печка – «Государыня Матушка». Вынимали ребенка, и он как бы рождался заново, обретал новых родителей и счастливую судьбу. Таким образом знахарка вылечила полководца А. Суворова, когда он был маленьким.
Виктор Корольков воскресил этот родной образ ведуньи-воительницы , летящей по ночному небу, выглядывающей и уничтожающей всякую скверну, помогая славянским воинам охранять родную землю. Она энергична, красива и полна жизни!

 

Морана




Морана
Всё приходит в забвение, жизнь затухает, природа засыпает. Богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания идет по земле. Слово «мор» - обозначает поголовную и внезапную смерть целых народов или государств. Другие имена Мораны – Маара, Марена, Морена, Мора, Мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть.
Однако к Природе не применимы расхожие понятия о Добре и Зле, о Жизни и Смерти. В Мироздании Жизнь и Смерть - единое целое. Если бы не Морана, Природа-Макошь не смогла бы отдыхать, постоянно плодоносила и рано или поздно стала бы бесплодной. Именно поэтому образ Мары видели как сочетание рождения, плодородия и смерти, необходимой для обновления и продолжения Жизни на Земле. Она дает возможность отдохнуть природному миру, очищает его, подобно хищнику, от слабых и больных. В природе смерти нет – зёрнышко умирает в качестве зёрнышка, дабы возродиться колосом, земля засыпает на зиму, дабы весной возродиться с новыми силами… Так и душа человека вечна, а плотская оболочка временна, она изнашивается, подобно одежде и требует смены. После смерти душа хорошего человека освобождается, и становиться Духом-Покровителем своего Рода, дабы потом воплотиться вновь. А плохого – исчезает, растворяется в пространстве.
Именно с этими представлениями связан древнейший славянский похоронный обряд – сжигание умершего на специальном костре - Краде. Огонь священен, он позволяет душе сразу высвободиться из телесных оков и вместе с дымом взойти в Светлую Сваргу, Ирий, Славянский Рай к Предкам и Богам.
Моране были благодарны также за свежесть, которую дарит мороз, снежки, узоры на окнах и всевозможные зимние забавы. Не забывали славяне и о том, как Морана «насылала стужу и морозила лютых врагов Руси, защищая свои владения и свой народ».
22 марта (березозола, свистуна, сухыя по славянскому календарю) – в день весеннего равноденствия , когда весна набирает свою наивысшую мощь и силу, устраиваются весёлые игры и забавы, пекутся блины (символ солнца и наступающей весны) и сжигается чучело Мары. Этот ритуал символизирует завершение времени Мораны и ее проводы вместе с морозами, снегом и метелями. Это праздник издревле зовётся Комоедица или Масленица (от древнего «ком» - медведь, который просыпается по весне)

 

Макошь




Макошь
Богиня плодородия и покровительница урожая. Вслушаемся в ее имя: Ма–Кошь. «Ма» – это мама, матрешка (открываешь - рождается новая, род продолжается), а Кошь?… Такие слова, как кошёлка, кошелёк, кошара (загон для овец) содержат этот корень. Кошь – это еще и большая плетеная корзина, куда люди складывают главное богатство, урожай. И зверёк, который охраняет кошь с зерном от мышей и птиц издревле зовётся кошкой. Получается, Макошь – это и есть Мать – Сыра Земля, которая даёт нам урожай, а следовательно и жизнь.
«Травы, цветы, кустарники – пышные волосы Матери - Сырой Земли; каменные скалы – ее кости (отсюда созвучны слова «скала» и «скелет»); корни деревьев заменяют жилы, кровь земли – сочащаяся из ее недр вода. И, как живая женщина, она рождает земных существ, она стонет от боли в бурю, она гневается, учиняя землетрясения, она улыбается под солнцем, даруя людям невиданные красоты.…И, точно к истинной матери, прибегает к ней человек во всякую пору своей жизни. Помните в сказках? Припадет богатырь к сырой земле – и преисполнится новых силушек. А чего стоит хотя бы горсть родимой земли, которую берут с собой на чужбину! И нельзя осквернить Землю, ни плюнуть на нее, ни захламить мусором. Она живая. Она дает нам жизнь.
«Подательница благ» дарует человеку великие богатства – урожай и священную влагу. Недаром, зодиакальное созвездие Водолей на Руси назвали Макрешь: сухая Земля не порадует нас колосящейся рожью в поле.
Макошь – Богиня судьбы, удачи (кошь также жребий, судьба): будет Ваш кошь полон зерен, будет и жизнь ладной. Она на волшебной прялке прядет нити человеческих судеб. Считалось, что льняная нить, которой перевязывали («повивали») пуповину младенца, на всю жизнь, «прививала» ему его Долю. Мы и по сей день не забыли древнее представление о судьбе как вещественной ниточке: «связываем себя семейными узами», «связываем свою судьбу с кем-то», говорим «разговор или жаркий спор завязался». Вот такую поистине космическую нить пряли и прядут наши бабушки, а Макошь им помогает. Правда в пятницу, посвященную Богини, не следует усердствовать в труде и заботах. Это время даруется женщинам для отдыха.
Стоит упомянуть и рог изобилия – важный атрибут покровительницы полей и скота. Так, на Збручском идоле (каменном путеводителе по славянской Вселенной, найденном на Западной Украине в 1848 г.), на лицевой грани была изображена Богиня Макошь с рогом изобилия в руке.
Художник мастерски собрал все сакральные символы Богини воедино. И прялка, и и Збручский идол, и кошь, и щедрый осенний урожай. Да будет изобилие в каждом доме!

 

Легкокрылая Ладья




Легкокрылая Ладья

Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному
В нашем хотенье земном!
К. Бальмонт
Солнце, месяц и звезды были первыми божествами древних славян. Обожествление солнца засвидетельствовано многими преданиями. Исчезающее вечером, как бы одолеваемое рукою смерти, оно постоянно, каждое утро снова является во всем блеске и торжественном величии. Как светило вечно чистое, ослепительное в своем сиянии, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, милосердным; имя его сделалось синонимом счастья.
В народных сказках к солнцу, месяцу и звездам обращаются герои в трудных случаях жизни, и божество дня, сострадая несчастью, помогает им. Вместе с этим солнце является и карателем всякого зла, то есть, по первоначальному воззрению, — карателем нечистой силы, мрака и холода, а потом и нравственного зла — неправды и нечестия.
По преданиям, Царь Солнце владеет двенадцатью царствами (указание на двенадцать месяцев в году или на двенадцать знаков зодиака); сам он живет в солнце, а сыновья его в звездах; всем им прислуживают солнцевы девы, умывают их, убирают и поют им песни. Солнцевы девы умывают Солнце и расчесывают его золотые кудри (лучи), то есть разгоняя тучи и проливая дождь, они прочищают лик дневного светила, дают ему ясность. Тот же смысл заключается и в предании, что они метут двор Месяца, то есть разметают вихрем потемняющие его облака. Обладая бессмертным напитком (живою водою дождя), солнцевы девы сами представляются вечно прекрасными и никогда не стареющими.
Согласно поверьям болгар, при сотворении мира было много солнц, а ныне остались только летнее и зимнее: они подменяют на небе друг друга. Солнце ближе всех к обиталищу бога. Отца у него нет, только мать. Солнце ест, пьет, спит. Однажды приглянулась ему молодка на земле, и захотелось ему жениться, но его отговорил еж, ссылаясь на стародавние узаконения: нехорошо, мол, божеству брать земную жену! Жилище Солнца на самом краю света, на небесах, но недалеко от земли; человек, если ему повезет, может туда попасть. Там живут русалки, самодивы, орисницы и другие духи и божества.
Поутру летнее Солнце в хорошем настроении, поэтому сильно не припекает. К обеду оно оголодает, рассердится и жжет беспощадно. На заходе оно усталое, вялое и только хочет одного: поскорее закатиться в свое жилище среди гор на берегу моря. Мать уже приготовила ему ужин — хлеб, мясо, вино. Никто не смеет нарушать трапезу Солнца. В это время оно рассказывает матери обо всем, что за день увидело на земле. После ужина оно приходит в доброе расположение духа и вскоре ложится почивать. Утром его пробуждает Денница, первая звезда на небосклоне.
Существует предание: когда Солнце готово выйти из своих чертогов, чтобы совершить дневную прогулку по белу свету, вся нечистая сила собирается и выжидает его появления, надеясь захватить божество небесного огня и умертвить его. Но при одном приближении Солнца нечисть разбегается, чувствуя свое бессилие.
Выезжает Царь Солнце в свои владения на золотой колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который возит он с собой. Ночью же с запада на восток Царь Солнце измеряет Нижнее небо, светя Нижнему Миру. Дважды в сутки (утром и вечером) он пересекает Океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами – гусями, утками, лебедями. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам (это слово происходит от глагола «беречь», «оберегать» и обозначает амулет, талисман) в виде уточки с головой коня. Они верили, что Бог Солнце поможет им, где бы он ни находился – в Дневном Мире или Ночном, и даже по дороге из одного в другой. Вот в такой тесной взаимосвязи с Божественными стихиями пребывали наши предки!

Виктор  Анатольевич Корольков

             Родился 17 октября 1958 г. в г. Хабаровске в семье военно-служащего. 1981 г. - окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого. 1989 г. - первые эскизы и наброски на тему «Русь языческая». 1990 г. - окончил Харьковский художественно-промышленный институт. Впервые обратился к лермонтовской теме в дипломных офортах «Размышления о Лермонтове». 1992  г. - участие в зональной (г. Воронеж) и во Всероссийской выставке «Художники России» (г. Москва). 1993 г. - персональная передвижная выставка на «Празднике славянской письменности» (г. Херсон). 1993 г. -  первая публикация в международном альбоме фантастической живописи «Деяния небожителей».  С1996 г. -  член союза художников России. 1996-1998 гг. - цикл иллюстраций для подарочного юбилейного издания «Руслан и Людмила» к 200-летию А.С. Пушкина.1997 г. - вышла в свет «Энциклопедия славянской мифологии», где использованы около 60 работ художника. С февраля 1999 г. - член Международной федерации художников, лауреат Пушкинской премии Правительства Москвы (лучший иллюстратор поэмы А. С. Пушкина « Руслан и Людмила» ). 2000 г. - дипломант Международного конкурса Фонда С. Михалкова. 2001 г.  - издание энциклопедии « Русские легенды и предания» под ред. Грушко Е. А., Медведева Ю.М., автор 150 уникальных иллюстраций.

         Творческое наследие В. А. Королькова   - национальное достояние, оставившее след в сокровищнице мировой культуры. Новые образы, воскрешение национальных исконных символов, самобытная манера письма.

          «Я сам Славянин. Меня всегда интерсовала история моего народа, которая, к сожалению, переписывалась, или замалчивалась, или что-то скрывалось. Мы многое не знали и до сих пор не знаем.

А когда что-то не знаешь, естественно, оно интересно, привлекает. Я делаю то, что никто не делает пока, хотя может быть уже где-то конкуренты и появились. Я - славянин, я живу на этой земле. Как я могу заниматься какой-то другой мифологией?!»

 

 

 

 

Рубрики:  Культура и духовность/Вера и религия
Культура и духовность/Фэнтези, сказки и детские темы
Метки:  

nataliakarelina   обратиться по имени Среда, 15 Июля 2009 г. 21:36 (ссылка)
Спасибо большое за такой интересный пост! Безумно интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку