-ћетки

“оска архитектура бег времени биографи€ блог блоги бог боль вдохновение виртуальное общение война на украине воспоминани€ врем€ грусть деревь€ дети дневник дождь друзь€ душа женщина живопись жизнь зима интернет искусство истори€ картинки картины книги комменты кофе красота критика лиру любовь мечты мои фото море москва музыка мысли небо новый год ночь облака общение одиночество осень пам€ть патриотизм петербург печаль подборка политика поэзи€ поэт природа птицы путин пч разлука расставание реклама росси€ росси€ и запад росси€ и сша росси€ и украина русский €зык сайт сайты санкции сердце слова смерть смотреть снег снимки событи€ на украине советы сонет социальные сети список друзей ссылки старость стихи стихотворение судьба счастье творчество тишина фото фото цветов храм художник цветы цитаты чистка друзей чтение юмор

 -÷итатник

√еннадий Ѕыков. ¬исит р€бина спела€, красива€, нет слов - (0)

¬исит р€бина спела€....(стих)   ...

ј так хочетс€ попросту жить ... (√рустные стихи) - (2)

пустота...   Ќеуютно тебе в этом мире, ќтчего-то в д...

яна ѕоплавска€ про толерантность, цензуру и ложные ценности - (0)

“олерантность сегодн€ - это символ врань€  »звестна€ актриса и телеве...

ƒруг - тот, кто не берЄтс€ судить (—ент-Ёкзюпери) - (0)

ƒруг ƒруг — это, прежде всего тот, кто не берЄтс€ судить. √оворю тебе, это тот, кто откр...

ѕоэт ёрий Ћевитанский (1922-1996) и его песни - (0)

Ђѕесни на стихи ёри€ Ћевитанского. У∆изнь все равно прекраснаФї ёрий ƒавыдович Ћевитанский род...

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.05.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 10725


»кона јндре€ –ублева “–ќ»÷ј

¬торник, 09 »юн€ 2009 г. 08:33 + в цитатник
÷итата сообщени€ vera_nadezda

 

»кона јндре€ –ублева

 «“роица»

 

—имволика образа

 

 (561x699, 278Kb)



—южет знаменитой иконы јндре€ –ублЄва основан на 18-й главе книги Ѕыти€, повествующей о €влении престарелым праотцам јврааму и —арре, возле их шатра у дубравы ћамре, трЄх светозарных мужей. јвраам прин€л необыкновенных путников, поклонилс€ и омыл им ноги, велел закласть лучшего телЄнка и испечь пресные хлебы дл€ угощени€, чтобы укрепились сердца путников. јнгелы предсказали јврааму и —арре чудесное, вопреки естеству, рождение у них сына »саака, от которого произведет √осподь народ израилев. «десь произошло событие необыкновенное, соответствующее важности происход€щего, — под видом јнгелов-странников јврааму €вилось само “роичное Ѕожество.


Ётот сюжет приобрЄл особое значение дл€ христианской ÷еркви после прин€ти€ на II ¬селенском соборе (381 г.) догмата о триединстве Ѕожества и стал одним из самых ключевых в иконографии.

«»зображение ветхозаветной “роицы стало рассматриватьс€ как демонстраци€ единства трЄх Ћиц, равнозначности и единосущи€ и одновременно разницы их ипостасей. ¬ новозаветной традиции трапеза у јвраама — прообраз будущей искупительной жертвы и евхаристической трапезы. ѕоэтому €вление трЄх јнгелов јврааму и вкушение ими агнца ...воспринимаетс€ в контексте космического домостроительства √осподн€ и предвечного совета “роицы о судьбах мира и человечества».



“айну —в€той “роицы человеку постичь невозможно. ћожно лишь представить абстрактно, по аналогии с привычным и пон€тным, или образно через изображение. ≈диница равн€етс€ трЄм — так «математически» можно выразить эту тайну. ≈динство мысли, слова и духа, наполн€ющего мысль, слово и действие, — так про€вл€ютс€ свойства, присущие —в€той “роице, в личности человека. Ќаиболее изобразительно и догматически верно ѕредвечный совет —в€той “роицы выражен в иконе јндре€ –ублЄва «“роица», о которой и пойдЄт речь.

¬ ней всЄ надмирно и всЄ духовно. Ќе случайно бытовые подробности сюжета опущены. —ара и јвраам выведены за пределы изображени€, а немногие детали, композиционно заполн€ющие пространство иконы, делают изображение символически значимым и необыкновенно точным. Ёто позвол€ет сосредоточить внимание на самом сущностном, определ€ющем богословскую мысль о гр€дущем преображении вс€кой твари и вселенной на основе единства и гармонии.  омпозици€ и изображЄнные детали на иконе имеют прикладное, описательское значение и в то же врем€ содержат глубокий духовный смысл.

 омпозици€



 омпозиционный центр иконы — чаша с головой жертвенного агнца, сто€ща€ в центре стола. ¬ свете ≈вангели€ она символизирует евхаристическую чашу с Ќовозаветным јгнцем — ’ристом. —тол означает жертвенник, т.е. голгофу, и одновременно престол, т.е. гроб √осподень. Ќе случайно чаша композиционно св€зана с центральным јнгелом (—ыном), одетым в одежды ’риста, благословл€ющим чашу и принимающим покорно волю ќтца (левый јнгел). »нтересно, что пространственна€ форма вокруг фигуры центрального јнгела, образованна€ силуэтами двух других јнгелов по сторонам от него, тоже прочитываетс€ как силуэт чаши, что ещЄ раз указывает на особое значение ипостаси центрального јнгела — внутри потира-чаши композиционно может располагатьс€ только ’ристос. ¬згл€д от центра, обход€ силуэты фигур, плавно скользит по кругу, начина€ от центрального јнгела вверх, далее, по часовой стрелке вниз, затем оп€ть вверх — останавливаетс€ на левом јнгеле. Ћевый јнгел-ќтец правой рукой благословл€ет жертвенную чашу, взира€ на обращЄнных к нему јнгелов, и направл€ет наш взгл€д оп€ть в центр, к чаше. «∆ест правого јнгела (—в€тый ƒух) завершает символическое собеседование ќтца и —ына, утвержда€ высокий смысл жертвенной любви, и утешает обречЄнного на жертву —ына».  омпозиционный круг, в который естественно вписано изображение, символически подчЄркивает космологическое значение сюжета.  руг символизирует ¬ечность и ¬селенную, это начальна€ форма, образующа€с€ из движени€ точки вокруг геометрического центра. ¬округ композиционного и смыслового центра иконы — жертвенной чаши!

—имволика описательных деталей



Ёлементы стаффажа композиции имеют иллюстративное значение описани€ места событи€: «» €вилс€ ему (јврааму) √осподь у дубравы ћамре, когда он сидел при входе в шатЄр во врем€ зно€ дневного» (т.е. р€дом с домом в тени растущего неподалЄку дуба). ѕоэтому элементами этими €вл€ютс€ древо, дом и скала (как указание на пустынное место).

—имволически эти элементы раскрывают своЄ смысловое содержание в свете цели и назначени€ богочеловеческого сотворчества в созданном Ѕогом мире. ѕалаты — образ домостроительства √осподн€. ƒрево — древо жизни вечной, даруемой —в. ƒухом через крестную жертву. Ќе случайно оно расположено слева от правого јнгела — —в. ƒуха и за спиной центрального јнгела-—ына, рождЄнного в мир и расп€того в нЄм на древе. —кала — образ духовного восхождени€ и √олгофы. »нтересно также и то, что посохи, которые держат јнгелы в руках, будут оставлены јврааму и из них вырастет древо (благодар€ Ћоту, поливавшему их водой из »ордана). Ёто древо будет отвергнуто при строительстве ѕервого ’рама, но пригодитс€ дл€ изготовлени€ креста, на котором будет расп€т √осподь наш »исус ’ристос.

—имволика цвета



√лавный смысл цветового решени€ иконы — это «фаворска€» светоносность, «...т.к. созерцаемое Ѕожество €вл€ло собой картину райского горнего мира, иконописец с помощью красок стремилс€ передать возвышенную «небесную» красоту, открывшуюс€ земному взору... —имволичность колорита в иконе особенно ощутима в ведущем звучании сине-голубого, именуемого «рублевским голубцом». √олубой цвет, нар€ду с тЄмно-бордовым всегда был богородичным цветом.

’очетс€ отметить, что отсутствие в иконе јвраама и —арры означает лишь, как выше уже было сказано, выведение их за пределы изображени€, то есть их незримое присутствие в сюжете остаЄтс€ прикровенным.  аждый предсто€щий перед иконой стоит на месте ветхозаветных праотцев и делает их зримыми нашим чувственным очам! Ёто заставл€ет невольно задуматьс€, что приносим мы €вившемус€ нам Ѕожеству, соответствуем ли мы праотцам и ≈му духовно? Ѕудет ли это приношение наше холодным равнодушием и враждой к Ѕогу или любовью и милосердием, побеждающим «страх ненавистной розни мира сего», в конечном итоге способны ли мы, вслед за праотцем јвраамом, пожертвовать хот€ бы немногим дл€ Ѕога, дл€ своего ближнего или дл€ посетившего нас пришельца?

 опи€ иконы

 

image hosting

 

ƒругие иконы "“роица"

 

image hosting

 

»кона "“роица" —имона ”шакова

 

image hosting

 

»кона XVI века

 

image hosting

 

»кона —уздальского письма

 

image hosting

 

image hosting

 

image hosting




http://ricolor.org/history/ka/ort_a...ers/rublev/rub/

–убрики:  »— ”——“¬ќ и ƒѕ»/∆ивопись, графика и рисунки
 ультура и духовность/¬ера и религи€
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку