-÷итатник

Ќародный конкурс чтецов в век, когда читать немодно - (0)

Ћюбовь к чтению, спортивный азарт и артистизм Ћет дес€ть тому назад состо€лс€ первый росс...

—тихи »осифа Ѕродского про самоизол€цию и коронавирус - (0)

—тихотворение Ѕродского, в котором сегодн€ легко обнаружить новые смыслы Ќе выходи из комна...

ё.¬ихарева. ƒуша расхандрилась... (—тихи о ранимой душе) - (1)

ёли€ ¬ихарева. ƒуша расхандрилась.....   https://a.radikal.ru/a19/2001/f...

”никальный бисерный иконостас в “ернопольской области - (1)

”никальный вышитый бисером иконостас в церкви на “ернопольщине   ѕочти полтор...

√рустные стихи Ѕунина. Ќастанет день - исчезну € ... - (1)

»ван Ѕунин "Ќастанет день - исчезну €..."      &nbs...

 -ћетки

“оска архитектура бег времени блог блоги бог боль вдохновение виртуальное общение война на украине воспоминани€ грусть деревь€ дети дневник дождь друзь€ душа женщина живопись жизнь зима интернет искусство истори€ картинки картины книги комменты кофе красота критика лиру любовь мечты мои фото море москва музыка мысли небо новый год ночь облака общение одиночество осень пам€ть патриотизм петербург печаль подборка полезные советы политика поселок сокол поэзи€ поэт праздники природа птицы путин пч разлука расставание реклама росси€ росси€ и запад росси€ и сша росси€ и украина русский €зык сайт сайты санкции сердце слова смерть смотреть снег снимки событи€ на украине советы сонет социальные сети ссылки старость стихи стихотворение судьба счастье творчество тишина фото фото цветов храм художник цветы цитаты чистка друзей чтение юмор

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.05.2009
«аписей: 3196
 омментариев: 6229
Ќаписано: 10910



—онет | —ловарь поэтических форм

¬торник, 30 »юн€ 2009 г. 19:31 + в цитатник
÷итата сообщени€ Ќемойберег

—онет (итал. sonetto, от прованс. sonet Ч песенка) - классическа€ тверда€ форма европейской лирической поэзии из 14 строк с различной строфикой и рифмовкой, одна из самых попул€рных поэтических форм, начина€ с XIII века, когда он родилс€ в »талии (отцом сонета считаетс€ ѕетрарка, написавший известные 317 сонетов о Ћауре, новую форму поддержал ƒанте и многие другие италь€нские и испанские поэты ¬озрождени€). »значальна€ строфика сонета была такова: два катрена и два терцета с рифмовкой abab abab cdc dcd (с вариантом дл€ катренов abba abba и дл€ терцетов cde cde). —онет, выполн€ющий только эти услови€, называют сонетом с италь€нским типом рифмовки, поскольку оригинальный сонет в »талии писалс€ одиннадцатисложником (см. —иллабическое стихосложение).



¬о ‘ранции сонеты писали двенадцатисложником с опо€сывающей рифмовкой катренов: abba abba и двум€ вариантами дл€ терцетов: ccd eed или ccd ede. Ёта форма покорила многих поэтов ‘ранции, и такой вариант рифмовки стал называтьс€ французским.

Ёксперименты с формой. ¬о всех странах поэты экспериментировали со строфикой и рифмовкой сонета - располагали катрены и терцеты в произвольном пор€дке, писали дистихами, добавл€ли в двурифменный рисунок катренов одну или две рифмы, приписывали строки в конце (так называемый сонет с кодой), использовали сонеты как строфу в больших произведени€х, построенных свободно или по определенному закону (венок сонетов).

— течением времени еще одной усто€вшейс€ формой сонета в европейской поэзии стал английский вариант, прославленный Ўекспиром: три катрена и двустишие (называемое сонетным ключом), написанные п€тистопным €мбом, c рифмовкой abab cdcd efef gg.

¬ русской поэзии сонетом (традиционнно, как и в немецкой, писавшимс€ почти исключительно 5- и 6-стопным €мбом) вплотную зан€лс€ ѕушкин и, как и все поэты, увлекающиес€ твердыми формами, создал свой вариант: 4-стопный €мб с рифмовкой AbAbCCddEffEgg (прописные - женские рифмы, строчные - мужские) и, хот€ такой сонет записываетс€ одной 14-строчной строфой, структурно это три катрена со всеми вариантами рифмовки (перекрестной, попарной и опо€сывающей) и двустишие. —южетно пушкинский сонет также распадаетс€ на четыре части: первый катрен - зав€зка, второй Ч развитие, третий Ч кульминаци€ и двустишие Ч сонетный ключ, подвод€щий итог. —оздав свой сонет, ѕушкин сразу же использовал его как строфу и написал "≈вгени€ ќнегина" (со свободным построением), поэтому сейчас этот вид сонета называетс€ онегинской строфой.

¬ двадцатом веке вариантов сонета с помощью синтеза других классических твердых форм, разнообрази€ стихотворных метров и €рких творческих экспериментов было создано великое множество: тайный и потайной сонеты, моноримический сонет, рондель с кодой, сонет триолетно-октавный, сонет-пентолет (двойной триолет), терцетный и дисептетный сонеты, три вида €понских сонета, газельный сонет, сонет-кольцо, поминальный сонет и многие другие. Ќами собрано больше 200 разновидностей сонета, но мы знали ценител€ поэзии, жалевшего, что "еще в советские времена читал, но по молодости не переписал, самиздатовскую рукопись неизвестного русского поэта", в которой было описано ровно 1400 различных типов сонета (по сто на каждую строчку классической формы). Ќадеемс€ с ней еще ознакомитьс€ :)

¬ариантов использовани€ сонета как строфы помимо традиционного венка сонетов, в прошлом веке также по€вилось много: гирл€нда (без магистрала и зацикливани€), цветок (из сонетов-колец с магистралом, состо€щим из строк-ключей) с четырнадцатью и произвольным количеством лепестков, терцетные двулистники и трилистники, св€занные рефренным двустишием в середине, кольца и браслеты (с магистралом-самоцветом - другой твЄрдой формой, оправленной в сонетную в€зь) и многие, многие другие.

¬ одной статье всех стихотворных примеров сонета и использовани€ его как строфы не приведешь - думаетс€, Ћи–у не поддерживает такой объем текста дл€ одного поста :), поэтому дл€ каждой формы будет создана отдельна€ более подробна€ стать€, а здесь будут приводитьс€ ссылки.



—онет к форме


≈сть тонкие властительные св€зи
ћеж контуром и запахом цветка.
“ак бриллиант невидим нам, пока
ѕод гран€ми не оживет в алмазе.

“ак образы изменчивых фантазий,
Ѕегущие, как в небе облака,
ќкаменев, живут потом века
¬ отточенной и завершенной фразе.

» € хочу, чтоб все мои мечты,
ƒошедшие до слова и до света,
Ќашли себе желанные черты.

ѕускай мой друг, разрезав том поэта,
”пьетс€ в нем и стройностью сонета,
» буквами спокойной красоты!


¬алерий Ѕрюсов, 6 июн€ 1895.



–ј«Ќќ¬»ƒЌќ—“» —ќЌ≈“ј:

ѕушкинский сонет (онегинска€ строфа);
–ондель с кодой;
—онет-восходник;
—онет-закатник;
—онет-ответ;
—онет-пентолет (двойной триолет);
—онет рефренный;
—онет триолетно-октавный.

—ћќ“–»“≈ “ј ∆≈:

∆енска€ рифма;
ћужска€ рифма;
ƒистих (двустишие);
“ерцет (трехстишие);
 атрен (четверостишие);
ѕентет (п€тистишие);
 одирование;
ямб.

—ловарь поэтических форм | ќглавление

–убрики:  ѕќЁ«»я в »Ќ“≈–Ќ≈“≈/ќ поэзии серьезно
ѕќЁ«»я в »Ќ“≈–Ќ≈“≈/—ќЌ≈“џ
ћетки:  



Ќемойберег   обратитьс€ по имени ¬торник, 30 »юн€ 2009 г. 19:46 (ссылка)
—пасибо за цитату :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку