-ћетки

“оска архитектура биографи€ блог блоги бог боль вдохновение виртуальное общение война на украине воспоминани€ врем€ грусть деревь€ дети дневник дождь друзь€ душа женщина живопись жизнь зима интернет искусство истори€ картинки картины книги комменты кофе красота критика лиру любовь мечты мои фото море москва музыка мысли небо новый год ночь облака общение одиночество осень пам€ть патриотизм петербург печаль подборка политика поселок сокол поэзи€ поэт природа птицы путин пч разлука расставание реклама росси€ росси€ и запад росси€ и сша росси€ и украина русский €зык сайт сайты санкции сердце слова смерть смотреть снег снимки событи€ на украине советы сонет социальные сети ссылки старость стихи стихотворение судьба счастье творчество тишина фото фото цветов фотографии храм художник цветы цитаты чистка друзей чтение юмор

 -÷итатник

ƒруг - тот, кто не берЄтс€ судить (—ент-Ёкзюпери) - (0)

ƒруг ƒруг — это, прежде всего тот, кто не берЄтс€ судить. √оворю тебе, это тот, кто откр...

ѕоэт ёрий Ћевитанский (1922-1996) и его песни - (0)

Ђѕесни на стихи ёри€ Ћевитанского. У∆изнь все равно прекраснаФї ёрий ƒавыдович Ћевитанский род...

√лавна€ ценность - жизнь. ј она мчитс€, как скорый поезд... - (0)

....из всех ѕраздников самый главный — ∆изнь.     ...

¬от и мес€ц август. ћой день рождень€ в этот раз в понедельник - (0)

 алендарь на август..  од календар€:

¬се, что нужно блогеру: полезные сервисы - (0)

ѕолезные ссылки дл€ блогеров   ...

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.05.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 10671


8 июл€ - ƒень ѕетра и ‘евронии

¬торник, 14 »юл€ 2009 г. 21:08 + в цитатник
÷итата сообщени€ Virgoo



 (250x375, 51Kb)
√овор€т, нет пророков в своем отечестве. — этим трудно не согласитьс€. —ами посудите: сегодн€ даже дети знают, что 14 феврал€ — день св€того ¬алентина, покровител€ всех влюбленных. ј ведь в –оссии есть свои собственные заступники влюбленных: православные св€тые — ѕетр и ‘еврони€...

¬с€ подноготна€
¬ообще, если уж выкладывать всю правду-матку до конца, то на самом деле — да будет вам известно! — св€той ¬алентин никогда прежде не был защитником влюбленных. » ежели бы в прошлом наши предшественники, прежде всего западные, услышали о милой (чего уж тут скрывать?) нынешней традиции объ€сн€тьс€ 14 феврал€ в своих чувствах предмету обожани€, дарить ему валентинку и набор шоколадных конфет, они бы сделали при этом очень круглые глаза. ¬се дело в том, что еще до недавней поры такого обыча€ не существовало и в помине. ƒа и св€той ¬алентин никакого отношени€ к влюбленным не имел. 14 феврал€ был днем его пам€ти и только.  ак же тогда все это понимать? ј вот как. ќказываетс€, после рождественских праздников до следующих торжеств был слишком большой перерыв, в который магазины по определению не могли устроить грандиозных распродаж. ѕоэтому ушлые коммерсанты, дабы заманить в свои сети покупателей, решили устроить из промежуточной даты — 14 феврал€ — целый культ. » им, надо признать, это удалось на славу.

Ётот удачный коммерческий трюк, кстати говор€, вошел во многие учебники по рекламе. ѕо этой самой причине праздник не признает ни православна€, ни католическа€ церковь. ’от€ бедный ¬алентин тут совершенно ни при чем.   нему самому у церкви — и католической, и православной — никаких претензий нет. ѕравда, в нашем мес€цеслове св€той ¬алентин отсутствует. ќднако это не помешало православной братии недавно с благодарностью прин€ть от католической епархии часть мощей великомученика дл€ храма ’риста —пасител€.

Ќет повести чудеснее на свете
ј теперь, расставив все точки над i, давайте вернемс€ к нашим родным св€тым. ¬ ƒревней –уси о них из уст в уста передавали красивое поэтическое предание. ѕри этом оно так сильно волновало сердца и будило чувства людей, что в сороковые годы XVI века св€щенник и писатель ≈рмолай ≈разм на основе легенды написал повесть о любви, трогательную, живую и совершенную по форме, в которой чудесным образом переплелись правда и вымысел, быль и небыль. Ќо как бы там ни было, герои ее не вымышленные, сказочные персонажи, а реальные исторические личности.
»так, давным-давно жил-был в ћуроме кн€жич по имени ѕетр.   несчастью, объ€вилс€ в тех кра€х злой крылатый змей, причин€вший, как водитс€, много вреда. ’рабрый ѕетр не убо€лс€ чудища, выступил против и убил его, но змеина€ кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпь€ми и €звами. Ќикто из лекарей не мог вылечить кн€жича. » тут прослышали, что в селе Ћасково в –€занской земле живет мудра€ девушка ‘еврони€. ќна-де умеет исцел€ть от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.

 огда от ѕетра пожаловал посыльный, девушка так велела передать кн€жескому отпрыску: если не возьмет мен€ в жены, лечить его не стану.

ѕетр удивилс€ такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит — женюсь. “огда ‘еврони€ зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила кн€жескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истоп€т баню, вымоют больного и помажут этой закваской. —казано — сделано. ѕосле первого же «сеанса» ѕетр поправилс€. ¬елел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в ћуром. ‘еврони€ же подарки не прин€ла, и вскоре ѕетр заболел еще сильнее. Ќо на сей раз раска€лс€ и сам пришел к ней просить прощени€. ќна же без обид снова исцелила его — на этот раз окончательно и бесповоротно. ќни поженились и зажили в мире и согласии.

”роки ‘евронии
“ут бы, казалось, можно поставить большую жирную точку, ан нет. ¬скоре старший брат кн€жича умер, пришлось самому ѕетру принимать ћуром во владение. » все бы хорошо, только бо€ре со своими женами с первого дн€ люто возненавидели ‘евронию. ќбидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой кресть€нке клан€тьс€.  аких только козней и наветов не возводили на кн€гиню, но ѕетр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов. Ќесколько раз приступали к нему враги ‘евронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец кн€зь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. —упруга его, не долго дума€, поставила ультиматум: € уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Ѕо€ре согласились. “огда ‘еврони€, к великой радости знати, объ€вила, что покинет этот город только вместе с законным мужем.  ороче говор€, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза гл€д€т.

¬месте с ними, как оказалось, путешествовала еще одна супружеска€ чета — тоже кн€зь и кн€гин€. » надо ж такому случитьс€, что этому самому кн€зю больно пригл€нулась наша героин€.  стати, о ее внешности нам ничего не известно, но, видимо, дурнушкой она не была, если даже присутствие супруги не помешало охальнику с вожделением погл€дывать на ‘евронию.

 н€гин€ заметила его взгл€ды, разгадала нечистые помыслы и решила наглеца проучить.
— «ачерпни воды из реки левой рукой и испей, — сказала она ему.
“от удивилс€, но сделал, как просила.
— ј теперь зачерпни правой и скажи, одинакова€ вода или одна другой слаще?
 н€зь призналс€, что одинакова€.
— “ак и женское естество всегда одинаково, — вразумл€ла его мудра€ женщина. — ѕочему же ты, забыв о жене, помышл€ешь о чужой?

ќднако ‘еврони€ не только чужие мысли читала, но и насто€щие чудеса творила.  ак-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. ”видев это, кн€гине жалко стало обрубки. “огда она благословила их со словами: «ƒа станут они утром большими деревь€ми с ветками и листвой». ”тром, когда все проснулись, то увидели, что р€дом шум€т два огромных исполина.

ѕример, достойный подражани€
ћежду тем в их родном ћуроме бо€ре передрались, как пауки в банке, жела€ захватить власть в свои руки. “огда народ попросил ѕетра вернутьс€, что тот и сделал. — тех пор кн€зь и кн€гин€ руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правител€ми, принимали странников, помогали бедным. ј еще неустанно молили Ѕога, чтоб умереть им в один день. ƒаже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.

ѕеред смертью ѕетр и ‘еврони€ прин€ли монашество, как было заведено об ту пору у кн€зей на –уси. ≈го стали величать ƒавидом, а ее — ≈фросиньей.

ќднажды кн€зь почувствовал приближение смерти и послал сказать ‘евронии: «ќ сестра ≈фросинь€, чую €, что умираю, но жду теб€, чтобы нам вместе отойти к Ѕогу».  н€гин€ же в это врем€ заканчивала вышивать покров дл€ церковных сосудов и просила его: «ѕодожди, господин, пока закончу свою работу». —правившись с ней, ‘еврони€ легла р€дом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Ѕогу в двадцать п€тый день мес€ца июн€ (по новому стилю 8 июл€).

Ќо на этом истори€ не заканчиваетс€. —упругов пытались разлучить и после смерти.  н€з€ решили похоронить в городе в соборной церкви ѕресв€той Ѕогородицы, а ‘евронию — в загородном женском монастыре. —делали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. ќднако утром обнаружили гробы пустыми, а кн€з€ и кн€гиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать дл€ себ€ незадолго до смерти. Ќеразумные люди снова попытались разлучить их. Ќо и на следующий день супруги оказались вместе. ѕосле этого их тела уже не смели трогать. ѕетра и ‘евронию наконец похоронили так, как они того хотели.

–ешили и постановили
— тех пор супружеска€ чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. ¬ 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их пам€ти — 8 июл€ (по новому стилю) — с того времени перекочевал в разр€д благопри€тных дл€ влюбленных и семейных людей. ѕоэтому к св€тым праведникам стали обращатьс€ с молитвой все желающие, прос€ поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.

—о временем 8 июл€ превратилс€ в день ‘евронии-русальницы: до того как раз шла русальна€, или русальска€, недел€.  онечно, наша героин€ — св€та€ угодница — вр€д ли имела хоть какое-то отношение к водным жительницам, но такова уж причуда русского народа, и тут ничего не попишешь.

–усалочьи забавы
—огласно поверь€м, в этот день в массовом пор€дке ундины выходили на берега и разбредались по пол€м, лесам и даже деревн€м. ’отели — хороводы водили, хотели — косы расчесывали, усевшись на ветку дерева или кор€гу, торчавшую из воды. ѕростой люд бо€лс€ и того, и другого. ѕо поверь€м, в хороводы девицы-красавицы завлекали случайных прохожих. ј расчесывание косы приводило к большому наводнению. ќб этом даже ƒаль писал: «ѕока русалка чешет свои волосы, с них струитс€ вода, затопл€€ все вокруг».

Ќо сама€ больша€ опасность — когда та или ина€ водна€ дева заберетс€ в кресть€нскую избу. «ачем? ј нашкодить! ”красть краюху хлеба или посудину с квасом. “олько не это самое страшное, а то, что обитательницы прудов посел€ли в семье раздоры. „тобы предохранить свой дом от порчи нечистой силы, нарезали ветки шиповника, рвали крапиву, чертополох и складывали в кучу посреди деревни. ј вечером зажигали огонь. ѕарни и девушки прыгали через костер, загадыва€ о любви и счастье.

—ветит мес€ц, светит €сный
Ѕыли у кресть€н в тот день и другие заботы — ‘еврони€ считалась очень удачной дл€ сенокоса. ¬с€ деревн€ — и стар и млад — выходила ранним утром в поле и принималась косить траву. ј вечером, после трудов праведных, отправл€лись дружной толпой на ближайший водоем купатьс€. ѕерекрестившись (кругом ведь разгул нечисти!), вступали в речную или озерную воду. ѕолоскались, как говаривали в старину, тихо и с опаской, бо€сь привлечь внимание на€д. ¬ противном случае те могут зате€ть опасные игры, начнут воду вить да того и гл€ди в водоворот зат€нут. Ќо от «полоскани€» никто отказыватьс€ не желал — впереди, по народным приметам, ожидались самые жаркие сорок летних дней.

≈ще в этот день гадали — как без того? ƒевушки плели венки, пускали по воде и гл€дели — чей венок скорее прибьетс€ к берегу, та раньше всех полюбит и замуж выйдет.

ј ночью, как выплывет на небо мес€ц, юные девы загадывали свои сокровенные желани€ и обращались к светилу с такими словами: «—мотрю на теб€, €сный мой мес€ц, и прошу об одном. ѕринеси мне удачу, помоги соединить рабу Ѕожию такую-то с рабом Ѕожиим таким-то». «атем наивна€ девушка дл€ усилени€ заговора писала или — ежели доставало усерди€ — выбивала им€ любимого на камне и клала на окно до утра. ѕравда, поутру ей случалось обнаруживать подоконник пустым — хулиганистые парни, зна€ о девичьих старани€х, таскали камешки без зазрени€ совести.

≈стественно, прин€то было в этот день и миритьс€, и в любви объ€сн€тьс€, и сватов засылать. ѕравда, играть свадьбы на ‘евронию народна€ традици€ запрещала: слишком уж скоро — а именно 12 июл€ по новому стилю — начиналс€ ѕетров пост...

— любовью и верой
“аким был на –уси день ѕетра и ‘евронии — св€тых, которых очень почитали наши предки. Ёто и пон€тно: праведники дали люд€м новый, доселе неведомый идеал любви, основанной на родстве душ, взаимном уважении и многолетней прив€занности...

» как в старину, так и в наше врем€ любой страждущий может обратитьс€ к ним со своей молитвой, попросить помощи в любовных делах, благополучи€ и добра в семейной жизни. ≈сли же отправитьс€ в древний городок ћуром да найти там —в€то-“роицкий женский монастырь, в котором и ныне почивают мощи супругов, да загадать там сокровенное желание, оно непременно исполнитс€. ¬о вс€ком случае, так утверждают знающие люди. ¬идимо, потому туда и сегодн€ неисс€каемым потоком люди приход€т и приезжают издалека с глубокой верой в то, что ѕетр и ‘еврони€ заступ€тс€ за прос€щих перед √осподом, помогут разрешить разногласи€ между влюбленными и супругами и всел€т в их души покой и благодать...

Ћюбовь ‘≈ƒќ–ќ¬ј,
»нна ћ»“–ќ‘јЌќ¬ј

–убрики:   ультура и духовность/»стори€ и историки
ќ праздниках и обыча€х/–елигиозные праздники
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку