-Цитатник

Немецкая живопись 19 века: Адольф Менцель - (0)

Адольф Менцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel), 1815-1905, немецкий художник ...

Жизнерадостное приветствие для дневника - (0)

*Приветствие для дневника &nb...

Нельзя в школе и вузе воспитывать всех под одну гребенку - (5)

ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 42. ВОПРЕКИ! Сама установка на ВОСПИТАНИЕ в школе или вузе вызывает у меня с...

Кто у кого какие вызывает ассоциации: любопытно - (0)

... об ассоциациях... Забавно: народ в последнее время почему-то считает необходимым сообща...

Стихи и песня про женское одиночество - (0)

ОДИНОКАЯ ЖЕНЩИНА ...

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 9672

Религиозное помешательство - термин ввел в обиход Сербский

Пятница, 15 Августа 2014 г. 17:05 + в цитатник

В.Э.Пашковский. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями

Религиозное помешательство (paranoia religiosa) как отдельную болезненную форму очертил В.П.Сербский. Заболевание чаще встре­чается у людей неуравновешенных, скудоумных, мечтательных, от­личающихся наклонностью к таинственному, чудесному.

Началу за­болевания предшествуют экзальтация, чувство просветления, сладострастное возбуждение. В сфере восприятия отмечаются зрительные галлюцинации, на протяжении которых возникают от­верстое небо, лики Христа, святые, Божья матерь; слуховые галлю­цинации о возложении высокой миссии, ложные узнавания. Содер­жанием мышления является религиозный бред о божественном призвании (мужчины — пророки, мессии; женщины — Христовы невесты, Богоматери. Бредовое поведение характеризуется борьбой с бесовским наваждением, нанесением себе тяжелых повреждений.
 
Бредовой период характеризуется быстрым появлением идей ве­личия, бреда святости, бреда близости к божеству; у женщин встре­чается представление себя Богоматерью, невестой Христа, Магда­линой. Нередко вместе с идеями величия появляются и идеи преследования (враждебные влияния злых духов, иноверцев, анти­христа).
 
Исследуя типы мировоззрения душевнобольных, K.Jaspers отме­чал, что «путешествия души в потусторонний мир, трансцендентная сверхчувственная география этого мира — все это носит универсаль­ный для всего человечества характер, но только у душевнобольных это выступает в качестве самым наглядным образом подтвержденно­го, живого переживания. Даже в наше время, исследуя психозы, мы сталкиваемся с подобными содержательными элементами в формах, изобилующих поразительными подробностями и отличающихся ин­теллектуальной глубиной».
 
Взаимоотношениям психиатрии и религии уделялось большое внимание в последних работах Д.Е.Мелехова. Им установлен двоя­кий характер религиозного переживания. С одной стороны, оно мо­жет быть в случае патологии непосредственным отражением симптомов болезни, а с другой — проявлением здоровой личности, и тогда, даже при наличии болезни, вера в бога помогает человеку сопротив­ляться болезненному процессу, приспособиться к нему и компенси­ровать дефекты, внесенные болезнью в его личность.
 
ДЕПРЕССИИ С РЕЛИГИОЗНОЙ ФАБУЛОЙ БРЕДА
 
Взаимоотношения естественнонаучного и религиозно-нравственного взглядов на депрессию имеют давнюю историю и традиции. Уже в монастырский период развития психиатрии накапливался опыт, представляющий ценность и для нашего времени. Византийский религиозный подвижник, автор знаменитого трактата «Лествица, ве­дущая к небесам» Иоанн Лествичник (VI в.) описал «отчаянье» как одно из подстерегающих монаха опасностей. Говоря о двух видах от­чаяния, происходящих от множества грехов и от гордости, он уже в то время различал расстройства духовного и «естественного» про­исхождения.
 
В XIX в. религиозная меланхолия (melancholia religiosa) была описана W.Griesinger и включала в себя состояние ду­шевной подавленности в сочетании с религиозным бредом тяжкого греха, страхом адских наказаний, проклятия богом [14]. Другой фор­мой меланхолии, связанной с религиозными переживаниями, по W.Griesinger, являлась «демономеланхолия», которая возникала на фоне углубляющегося страха и сопровождалась ощущениями при­сутствия бесов в различных частях тела. В последующем термины «религиозная меланхолия», «религиозное помешательство» упоми­налось в руководствах С.С.Корсакова [1], В.П.Сербского [8].

=====

=====
P.S. Чтобы расставить все точки над i, размещаю данную строго научную статью как продолжение процитированного мной недавно поста:

=====
Еще по теме:
Религиозное помешательство - по материалам немецкой газеты Welt.de
Рубрики:  Культура и духовность/Вера и религия
Культура и духовность/Психология и общество
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям



gedichte   обратиться по имени Пятница, 15 Августа 2014 г. 17:10 (ссылка)
Прошу не воспринимать данный пост как поход против религии или отрицание религии. Его цель более прагматическая и чисто лингвистическая: дать исчерпывающий ответ на вопрос, существует ли в научной психиатрии и насколько правомерен термин "религиозное помешательство".
Ответить С цитатой В цитатник
Bluff   обратиться по имени Пятница, 15 Августа 2014 г. 17:15 (ссылка)
Большое спасибо. Очень интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку