-ћетки

“оска архитектура афоризмы биографи€ блог блоги бог боль вдохновение вера виртуальное общение вода война на украине воспоминани€ врем€ грусть деревь€ дети дневник дневники дождь друзь€ душа женщина живопись жизнь зима интернет искусство истори€ картинки картины книги комменты кофе красота критика лиру любовь мечты мои фото море москва музыка мысли небо новый год ночь облака общение одиночество осень пам€ть патриотизм петербург печаль подборка политика поэзи€ поэт природа птицы путин пч разлука расставание реклама росси€ росси€ и запад росси€ и сша росси€ и украина русский €зык сайт сайты санкции сердце слова смерть снег снимки советы сонет социальные сети ссылки старость стихи стихотворение судьба счастье творчество тишина фото фотографии храм художник цветы цитаты чистка друзей чтение юмор

 -÷итатник

ѕам€ти ¬адима ћулермана: песни советской эпохи - (0)

«’муритьс€ не надо...» ѕам€ти ¬адима ћулермана 2 ма€ в —Ўј ушЄл из жизни известн...

ƒобрые стихи о любви к матери (јнастаси€ —тефанюк) - (0)

Ћюди очнитесь! ÷ените... ...

ћузыка помогает улучшить пам€ть и восстановитьс€ - (0)

Ўесть причин любить музыку 9 марта мир отмечает ƒень ди-дже€. ¬семирный день ди-дже€ не прост...

ƒвусмысленности и игра слов в русском €зыке - (0)

Ётот сложный русский €зык (с юмором)

„то такое счастье? - (6)

ќ счастье..   ј много ли надо в жизни дл€ счасть€?  ому-то очень много, причЄм, выра...

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.05.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 10304


ѕочему забыты поэты военного поколени€

„етверг, 23 ћа€ 2013 г. 11:10 + в цитатник
÷итата сообщени€ јлександр_Ў_ рылов

»х не нужно жалеть

ѕавел  оган (392x300, 22Kb)
¬иктори€ Ўохина

ѕоэты, погибшие на ¬еликой ќтечественной войне, были в чести и моде в 1960-е годы. »х имена были высечены на мемориальной доске в ÷ƒЋ, их стихи читали там 9 ма€… » это было не только официальное признание. —обиратель и хранитель андеграунда  онстантин  узьминский писал: «—имволом нашего времени стало поколение погибших.  оган, ¬севолод Ѕагрицкий, ћихаил  ульчицкий, Ќиколай ќтрада — три выпуска Ћитинститута погибло в первые два мес€ца войны».

Ќо чужа€ слава (пусть и мЄртвых!) дл€ кого-то невыносима. » вот уже —танислав  ун€ев громит поэтов, объединЄнных им в «ифлийское братство», — ѕавла  огана, ћихаила  ульчинского, ¬севолода Ѕагрицкого, Ќикола€ ћайорова, Ќикола€ ќтраду... ќн громит их за книжность и за романтику, за максимализм и за интернационализм, за легкомысленное отношение к смерти и за расчЄты на коммунизм «с существенным эпитетом «военный».

» как-то так выходит у  ун€ева, что эти «ифлийцы» не то чтобы все евреи, во вс€ком случае не из кресть€н. ј стало быть, не веда€ любви к «малой родине», далеки от народного представлени€ о войне. ѕравда, «еврейский вопрос» открыто не обозначаетс€, но читатели, осведомлЄнные в литературных «парти€х», всЄ понимают.   тому же только что опубликовано стихотворение Ѕориса —луцкого: «≈вреи — люди лихие, / ќни солдаты плохие: / »ван воюет в окопе, / јбрам торгует в рабкопе...» («Ќовый мир», 1987, є 10) — ответ на выпады в духе  ун€ева.

ќднако никаких евреев, когда эти поэты жили и творили, в —оветском —оюзе не было. ≈вреи были русскими — и по самоощущению, и по отношению к ним. Ћишь много позже јлександр √алич сделает из ѕавла  огана евре€ — в «–еквиеме по неубитым» (1967), о Ўестидневной войне. “ам он клеймит «красавчика, фашистского выкормыша» — президента ≈гипта Ќасера, незаслуженно увенчанного звездой √еро€ —оветского —оюза: «ƒолжно быть, с ѕавликом  оганом / Ѕежал ты в атаку вместе, / » р€дом с тобой под ¬ыборгом / ”бит был јрон  општейн...»

–абота в степени романтики

« нижный романтизм» действительно присутствовал в их «картине мира». ¬прочем, если держать за книжного романтика Ќикола€ √умилЄва, чью поэзию боготворил  оган (см. его стихотворение «ѕоэту», 1937). ¬ стихах √умилЄва стоит искать и истоки знаменитой «Ѕригантины» (эту песню  оган вместе с √еоргием Ћепским сочинил в том же 1937-м) — и флибустьеры, и авантюристы, и проча€ романтика.

Ёто потом романтику низведут до агитации и пропаганды. ј тогда она воспринималась всерьЄз. «–омантика — это будуща€ война, где победим мы», — говорил их сверстник критик ћихаил ћолочко, погибший в 1940-м в снегах  арелии. «–абота в степени романтики — вот что такое коммунизм!» — гениально точно определил ћихаил  ульчицкий.

****

("—частье Ѕагрицкого, что он умер в 1934-м, а то посадили бы, как посадили в 1937-м его вдову, Ћидию —уок (она мужественно протестовала против ареста поэта ¬ладимира Ќарбута). »ли же — более веро€тный вариант — совсем бы скурвилс€ (как, например, Ќиколай “ихонов)." "јнгел смерти в кожаной тужурке")


јлександр √алич, писавший в те же годы советско-романтические пьесы, очнЄтс€ спуст€ два дес€тилети€: его «ѕрощание с гитарой» (1964—1966) — запоздалое расставание с иллюзи€ми молодости: «–омантика, романтика / Ќебесных колеров! / Ќехитра€ грамматика / Ќебитых школ€ров». Ќо друзь€ его, «небитые школ€ры», оплатили романтику собственной гибелью, и это чего-то стоит, наверное...

  стихотворству молодые поэты относились очень серьЄзно. Ќасаждаемый тогда, как картошка, соцреализм раздражал их безмерно. «»скусство движетс€ теперь горизонтально. Ёто горько» ( оган). «—тихи писать сейчас надо такие: «¬перЄд! ”ра!  расна€ зар€!!!» я таких писать не умею, видит Ѕог» ( ульчицкий). »х эстетические установки вступали в спор и с пастернаковским «и тут кончаетс€ искусство, и дышит почва и судьба». ««десь начинаетс€ искусство, и здесь кончаютс€ слова», — с нажимом поправл€л  оган.

 ульчицкий проигрывал вариант выбора — между стихами и коммунизмом:

Ќо если бы
кто-нибудь мне сказал:
сожги стихи —
коммунизм начнЄтс€, —
€ б только терцию
промолчал...
ј потом вз€л бы
и написал —
тако-о-ое...

—амое такое (1941)

»х пр€мыми наставниками в поэзии были конструктивисты — »ль€ —ельвинский, ¬ладимир Ћуговской, Ёдуард Ѕагрицкий и, разумеетс€, »ль€ Ёренбург. ѕожалуй, конструктивизм, с его цел€ми «локальной семантики», кое-чему научил их в области поэтической техники.  онструктивисты, эти «советские западники», были верными слугами режима. Ќо, как бы в компенсацию, культивировали сложные, рафинированные формы поэзии. ћолодые поэты хорошо усвоили уроки конструктивистов — прежде всего «грузификацию слова», то есть коротко, сжато, в малом — многое, в точке — всЄ.

Ќам лечь, где лечь,
» там не встать, где лечь.
«адохнувшись «»нтернационалом»,
”пасть лицом на высохшие травы
» уж не встать, и не попасть в анналы,
» даже мЄртвым славы не сыскать.

ѕавел  оган, 1941

Ћиха€ удаль, красота резкого (хулиганского) жеста плюс энергетическа€ сила пассионариев, идущих вперЄд «даже вопреки инстинкту самосохранени€» (Ћев √умилЄв), определ€ли это поколение:

 ак окурки, мы затопчем это,
ћы, лобастые мальчики
невиданной революции.
¬ дес€ть — мечтатели,
¬ четырнадцать — поэты и урки,
¬ двадцать п€ть —
внесЄнные в смертные рел€ции.
ћоЄ поколение —

это зубы сожми и работай,
ћоЄ поколение —

это пули прими и рухни.

ѕавел  оган, 1940

«наменита€ «√роза» ѕавла  огана оканчивалась строками: «я с детства не любил овал, / € с детства угол рисовал» (1936). ≈го младший собрат Ќаум  оржавин ревниво ответит в 1944-м уже два года как погибшему  огану: «ћен€, как видно, Ѕог не звал. / » вкусом не снабдил утончЄнным. / я с детства полюбил овал / за то, что он такой законченный»... ѕо этим двум вариаци€м на одну тему видно, чем пассионарий отличаетс€ от всех остальных.

—амым прит€гательным источником исторической эстетики дл€ них была √ражданска€ война: с еЄ бесшабашностью, каким-то диким размахом, отча€нием и гибельной красотой стоицизма. ўорс,  отовский стали их геро€ми:

...—лавлю  отовского разум,
 оторый за час перед казнью
“ело своЄ гранЄное
японской гимнастикой мучил.

ћихаил  ульчицкий, 1939

ќба€ние √ражданской войны продержалось достаточно долго, и даже «—ентиментальный марш» Ѕулата ќкуджавы (1957) не был ещЄ его последним излЄтом.

“емень. √лухо. “емень

» менее всего эти мальчики походили на плакатных квадратных «хомо советикус», которых рь€но примутс€ клеймить в постсоветское врем€. ќни чувствовали: эпоха €вно чего-то хотела, чего-то ждала от них, но чего именно — трудно было пон€ть. „астое состо€ние и слово в стихах — тревога.

¬ поле темень, в поле жуть —
ќсень над –оссией.
ѕоднимаюсь. ѕодхожу
  окнам тЄмно-синим.
“емень. √лухо. “емень. “ишь.
—тара€ тревога.
Ќаучи мен€ нести
ћужество в дороге.
“емень. √лухо...

ѕавел  оган, 1937

¬ этом сумрачном перепл€се цыганочки — вс€ русска€ тоска и вс€ русска€ метафизика. (¬ пандан ему, кстати, и «Ќочной разговор в вагоне-ресторане» јлександра √алича, 1968.)

ƒругое ключевое состо€ние и слово — «путать».  оган обращаетс€ к своей «эпохе громкой»: «ѕрости ж мне фрондЄрства замашки, и всЄ, что спутал €, прости» (1937). «ћы сами, не распутавшись в началах, вершили скоротечные дела» (1937). ¬ «ѕоследней трети», незаконченном романе в стихах, он пишет:

Ќо как мы путали.  ак сразу
ћы оказались за бортом.
 ак мучались.  ак ум за разум,
 ак взгл€ды тыс€чи сортов.
 ак нас несло к чужим...

 то такие «чужие?» » что имел в виду ћихаил  ульчицкий, когда признавалс€: «я отшиб по звену и Ќицше, и фронду»?

ясно, по крайней мере, одно: какое-то врем€ они находились в онтологической зыбкости, в нервозной неопределЄнности. » этим отличались от предыдущего поколени€. ѕоказателен в этом смысле диалог ¬севолода Ѕагрицкого с отцом, Ёдуардом Ѕагрицким. ¬ поэме «“¬—» (1929) в гости к мечущемус€ в чахоточном жару поэту, Ѕагрицкому-старшему, приходит его чЄрт, ƒзержинский, и объ€сн€ет, как жить, соответству€ веку: «ќгл€нешьс€ — а вокруг враги; / –уку прот€нешь — и нет друзей; / Ќо если он скажет: «—олги» — солги. / Ќо если он скажет: «”бей» — убей».

¬севолод Ѕагрицкий пишет стихотворение «√ость» в 1938 году — его отец четыре года как умер, мать посадили (она заступилась за арестованного ¬ладимира Ќарбута). ¬ «√осте» старший поэт (Ёдуард Ѕагрицкий) ведЄт воображаемый разговор с молодым человеком (поэтом? „екистом?). » выказывает в этом разговоре чрезвычайное беспокойство, отсутствие чЄтких представлений о происход€щем в мире: « акое врем€!  акие дни! / Ќас гром€т или мы громим?» ¬округ по-прежнему враги, но от них лучше бежать:

Ќо где ни взгл€нешь — враги, враги.
 уда ни пойдЄшь — враги.
я сам себе говорю — беги!
—корее беги,
Ѕыстрее беги.
—кажите — € прав?

ѕавел  оган, будучи подростком, дважды сбегал из дома, чтобы посмотреть, что происходит с русской деревней. ¬ результате этих путешествий и был написан в мае 1936 года «ћонолог» — одно из самых странных и страшных стихотворений в русской поэзии ’’ века. ѕрежде всего — по запредельному ощущению поражени€, краха:

ћы кончены. ћы отступили.
ѕересчитаем раны и трофеи.
ћы пили водку, пили «ерофеич»,
Ќо насто€щего вина не пили.
јвантюристы, мы искали подвиг,
ћечтатели, мы бредили бо€ми,
ј век велел — на выгребные €мы!
ј век командовал: «¬ шеренгу по два!»
........................................
я понимаю всЄ. » € не спорю.
¬ысокий век идЄт высоким трактом.
я говорю: «ƒа здравствует истори€!» —
» головою падаю под трактор.

 ажетс€, 17-летний мальчик если и не осознавал в полной мере (а кто осознавал?), то чу€л тЄмную, потаЄнную жизнь –оссии.  ак результат — при€тие неизбежности гибели, трагический стоицизм, в основе которого евангельское: «≈сли пшеничное зерно, падши в землю, не умрЄт, то останетс€ одно; а если умрЄт, то принесЄт много плода».

Ѕесприютность, экзистенциальна€ заброшенность, нервозность и неопределЄнность, когда всЄ не то и всЄ не так, привели Ќикола€ ћайорова к печальной версии судьбы его поколени€ в истории:

Ѕезжалостно нас врем€ истребит.
«абудут нас. » до обиды грубо
Ќад нами будет кем-то вбит
 ондовый крест из тела дуба.

ѕредчувствие (1939?)

ќднако написанное несколько мес€цами позже стихотворение «ћы» соотноситс€ с предыдущим, как снимок с негативом.

» как бы ни давили пам€ть годы,
Ќас не забудут потому вовек,
„то всей планете дела€ погоду,
ћы в плоть одели слово «„еловек»!

Ќадвигающа€с€ ¬тора€ мирова€ война — вопреки всему ужасу катастрофы или благодар€ ему? — придала этому поколению чувство безусловной определЄнности, которого им так не хватало. “еперь можно было вздохнуть с облегчением и не пута€сь сказать: «≈сть в наших дн€х така€ точность, / что мальчики иных веков, / наверно, будут плакать ночью / о времени большевиков…»
(ѕавел  оган, 1940—1941).

«десь и теперь

ѕрежде удивл€лись тому, что поэты эти предвидели будущее — предчувствовали войну и свою смерть на ней. «Ќа двадцать лет € младше века, но он увидит смерть мою» (ћихаил  ульчицкий, 1939); «я не знаю, у какой заставы вдруг умолкну в завтрашнем бою» (Ќиколай ћайоров, 1940); « огда-нибудь в п€тидес€тых художники от мук сопреют, пока изобраз€т их, погибших возле речки Ўпрее» (ѕавел  оган, 1940). Ќо куда удивительнее было бы, если бы молодые — призывного возраста — поэты не заметили, где и когда они живут. ѕосле революции, после √ражданской войны относительно спокойно прошЄл очень короткий срок. ј потом: война в »спании, озеро ’асан, ’алхин-√ол, поход на «ападную ”краину и «ападную Ѕелоруссию. —оветско-финска€ война.


—трана дышала воздухом войны. ќ—ќј¬»ј’»ћ, военные игры школьников, фильмы, книги, песни… «≈сли завтра война, если завтра в поход...» ѕесн€ из кинофильма «јлександр Ќевский» (1938) на стихи ¬ладимира Ћуговского воспринималась как пр€мой призыв: ««а отчий дом, за русский край вставайте, люди русские!»

“о было врем€ чистого, беспримесного патриотического энтузиазма (что бы потом ни говорили о «сатанинских звЄздах», о «соломенном пугале немецкого фашизма» и об отсутствии у русского мужика желани€ воевать). » стихи молодых поэтов звучали если не в той же тональности (регистров было больше), то о том же:

я слушаю далЄкий грохот,
ѕодпочвенный, не€сный гуд.
“ам поднимаетс€ эпоха,
» € патроны берегу.

ѕавел  оган, 1937

ѕоступь истории стала слишком ощутимой, чтобы еЄ не заметить. » €сно было, что рано или поздно война дойдЄт до –оссии. «¬оенный год стучитс€ в двери / ћоей страны…» (ћихаил  ульчицкий, 1939).

 ак ответить на надвигающуюс€ войну — они знали. «нали, что будут — вместе со страной — воевать за неЄ. », конечно, в этом смысле они были государственниками. «ћальчики ƒержавы» — так называет их Ћев јннинский.

Ёту необходимость они принимали как должное не потому, что не ценили личности, не потому, что стремились растворитьс€ в коллективном «мы». Ќа алтарь истории и войны они несли своЄ «€». »х реакци€ на войну была реакцией пассионариев на экстремальную ситуацию:

Ќо мы ещЄ дойдЄм до √анга,
Ќо мы ещЄ умрЄм в бо€х,
„тоб от японии до јнглии
—и€ла –одина мо€.

ѕавел  оган, 1940—1941

(—тоит отметить забавную историческую траекторию: идею вторжени€ в »ндию в августе 1919 года продавливал предреввоенсовета Ћев “роцкий. ј стихи  огана наверн€ка стучали в сердце ¬ладимира ∆ириновского, когда он говорил о своей мечте: «…чтобы русские солдаты омыли свои сапоги тЄплой водой »ндийского океана».)

ћолодым поэтам грезилась (пр€мо по ћарксу, Ћенину и “роцкому) гр€дуща€ ћирова€ –еволюци€. Ќеизбежным вариантом будущего представл€лась «емшарна€ –еспублика —оветов, всесветность, когда «только советска€ наци€ будет. » только советской расы люди...» (ћихаил  ульчицкий). Ќасто€щее они воспринимали как проекцию будущего (или из будущего) и называли себ€ (пр€мо по ’лебникову) «шарземцы».

Ќо притом патриотизм этих поэтов был русским.  ак заклинание повтор€л  ульчицкий в поэме «—амое такое»: «я очень сильно люблю –оссию», «Ќо € продолжал любить –оссию». –оссию, а не ———–, не –еспублику —оветов. » этот русский патриотизм вступал в конфликт с будущим земшарством, всесветностью.

Ќо люд€м –одины единой,
≈два ли им дано пон€ть,
 ака€ иногда рутина
¬ела нас жить и умирать.
» пусть € покажусь им узким
» их всесветность оскорблю,
я — патриот. я воздух русский,
я землю русскую люблю…

ѕавел  оган, 1940—1941

ѕосто€нно вы€сн€емые отношени€ с родиной — может быть, главна€ тема русской поэзии. Ќа рассматриваемом здесь отрезке времени тема эта начата Ћуговским: «ћне страшно назвать даже им€ еЄ — / свирепое им€ родины» (1926), продолжена  оганом: «–одина мо€. «везда. Ѕоль мо€ старинна€» (1937) — и им же завершена.

* * *

¬ советские времена их ценили за то, что «эта поэзи€ — изнутри войны». ћежду тем главное они сказали до войны. »х реальный военный опыт был недолгим. ќпыт этот не изменил принципиально их «картины мира» — только внЄс в неЄ, может, и важные, но всЄ-таки дополнительные штрихи, уточн€ющие. ѕро то, что смерть гр€зна, они знали и раньше. «нали про «выгребные €мы», про «грубые обмотки», про «тухлые порт€нки» и про прочие изнаночные стороны быти€. ¬сЄ это они пережили до фронта. » одно из последних, а может быть, и последнее стихотворение  ульчицкого не открывало что-то новое, скорее подводило итог уже известному.

¬ойна ж совсем не фейерверк,
ј просто — трудна€ работа...

»х поэтический опыт — крутой замес жестокого реализма на энергии пассионариев — пришЄлс€ кстати и —емЄну √удзенко. ќн-то действительно стал поэтом только на фронте и там же написал классное стихотворение «ѕеред атакой» (1942):

...—ейчас наступит мой черЄд.
«а мной одним идЄт охота.
Ѕудь прокл€т сорок первый год
и вмЄрзша€ в снега пехота.
ћне кажетс€, что € магнит,
что € прит€гиваю мины.
–азрыв. » лейтенант хрипит.
» смерть оп€ть проходит мимо...
«аканчивалось стихотворение страшной и точной подробностью, восхитившей когда-то Ёренбурга: «...и выковыривал ножом из-под ногтей € кровь чужую».

√удзенко принадлежит и знаменитое:

Ќас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
ћы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
Ќа живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мЄртвых расцвели голубые цветы.
ћоЄ поколение (1945)

«¬ двадцать п€ть — внесЄнные в смертные рел€ции…» — тут ѕавел  оган ошибс€: он сам, ¬севолод Ѕагрицкий, ћихаил  ульчицкий, Ќиколай ћайоров погибли, не дожив до этого возраста. » задолго до победы. —емЄн √удзенко умер в 1953-м, как и напророчил: «ћы не от старости умрЄм, / ќт старых ран умрЄм… / “ак разливай по кружкам ром, / “рофейный рыжий ром».

ј у нас после августовской (1991) революции произошла переоценка ценностей. » никто уже в ƒень ѕобеды не читал в ÷ƒЋ стихов «советских поэтов, погибших на ¬еликой ќтечественной войне». ƒа и саму войну сократили до аббревиатуры ¬ќ¬…

√ребень истории вознЄс их до высшей точки. » они транслировали в своих стихах этот гибельный и трагический взлЄт. » рухнули вниз, оставив нам стихи — свободных людей, живших во врем€ несвободы и в несвободной стране. »х не нужно жалеть.

****

»сточник: http://www.chaskor.ru/article/ih_ne_nuzhno_zhalet_23311

–убрики:   ультура и духовность/»стори€ и историки
ѕќЁ«»я в »Ќ“≈–Ќ≈“≈/—тихи и мысли о смерти
ѕќЁ«»я в »Ќ“≈–Ќ≈“≈/—тихи о войне
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку