-÷итатник

Ќовогодние стихи и пожелани€ (»рина —амарина-Ћабиринт) - (0)

ѕро Ќовый √од и счастье дл€ семьи... »рина —амарина-Ћабиринт   ...

—нег за окном. «имн€€ идилли€ - (1)

ѕјƒјЋ Ѕ≈Ћџ… —Ќ≈√

–екомендуемые продукты питани€ дл€ профилактики инфаркта - (1)

ƒ≈—я“№ Ћ”„Ў»’ ѕ–ќƒ” “ќ¬ ƒЋя ќ„»ў≈Ќ»я ј–“≈–»… » ѕ–ќ‘»Ћј “» » »Ќ‘ј– “ј „тобы организм был здор...

—ъедобные домики из пр€ников с разных конкурсов - (0)

—амые красивые пр€ничные дома   «а рубежом дл€ сбора денег на благотворител...

ќдиночество бывает разное. ќдинокие люди в —ети - (1)

ќдиночество ќчень много одиноких людей в сети. ќдиночество бывает разное.  акое вижу €? 1) ...

 -ћетки

“оска архитектура афоризмы биографи€ блог блоги бог боль вдохновение вера виртуальное общение вода война на украине воспоминани€ грусть деревь€ дети дневник дождь друзь€ душа женщина живопись жизнь зима интернет искусство истори€ картинки картины книги комменты красота критика лиру любовь мат мечты мои фото море москва музыка мысли небо новый год ночь облака общение одиночество осень пам€ть патриотизм петербург печаль подборка политика поэзи€ поэт праздник праздники природа птицы путин пч разлука расставание реклама росси€ росси€ и запад росси€ и сша росси€ и украина русский €зык сайт сайты санкции сердце слова смерть снег снимки советы сонет социальные сети ссылки старость стихи стихотворение судьба счастье творчество тишина фото храм художник цветы цитаты чистка друзей чтение юмор €пони€

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.05.2009
«аписей: 2968
 омментариев: 5650
Ќаписано: 10068

ѕочему забыты поэты военного поколени€

„етверг, 23 ћа€ 2013 г. 11:10 + в цитатник
÷итата сообщени€ јлександр_Ў_ рылов

»х не нужно жалеть

ѕавел  оган (392x300, 22Kb)
¬иктори€ Ўохина

ѕоэты, погибшие на ¬еликой ќтечественной войне, были в чести и моде в 1960-е годы. »х имена были высечены на мемориальной доске в ÷ƒЋ, их стихи читали там 9 ма€… » это было не только официальное признание. —обиратель и хранитель андеграунда  онстантин  узьминский писал: «—имволом нашего времени стало поколение погибших.  оган, ¬севолод Ѕагрицкий, ћихаил  ульчицкий, Ќиколай ќтрада — три выпуска Ћитинститута погибло в первые два мес€ца войны».

Ќо чужа€ слава (пусть и мЄртвых!) дл€ кого-то невыносима. » вот уже —танислав  ун€ев громит поэтов, объединЄнных им в «ифлийское братство», — ѕавла  огана, ћихаила  ульчинского, ¬севолода Ѕагрицкого, Ќикола€ ћайорова, Ќикола€ ќтраду... ќн громит их за книжность и за романтику, за максимализм и за интернационализм, за легкомысленное отношение к смерти и за расчЄты на коммунизм «с существенным эпитетом «военный».

» как-то так выходит у  ун€ева, что эти «ифлийцы» не то чтобы все евреи, во вс€ком случае не из кресть€н. ј стало быть, не веда€ любви к «малой родине», далеки от народного представлени€ о войне. ѕравда, «еврейский вопрос» открыто не обозначаетс€, но читатели, осведомлЄнные в литературных «парти€х», всЄ понимают.   тому же только что опубликовано стихотворение Ѕориса —луцкого: «≈вреи — люди лихие, / ќни солдаты плохие: / »ван воюет в окопе, / јбрам торгует в рабкопе...» («Ќовый мир», 1987, є 10) — ответ на выпады в духе  ун€ева.

ќднако никаких евреев, когда эти поэты жили и творили, в —оветском —оюзе не было. ≈вреи были русскими — и по самоощущению, и по отношению к ним. Ћишь много позже јлександр √алич сделает из ѕавла  огана евре€ — в «–еквиеме по неубитым» (1967), о Ўестидневной войне. “ам он клеймит «красавчика, фашистского выкормыша» — президента ≈гипта Ќасера, незаслуженно увенчанного звездой √еро€ —оветского —оюза: «ƒолжно быть, с ѕавликом  оганом / Ѕежал ты в атаку вместе, / » р€дом с тобой под ¬ыборгом / ”бит был јрон  општейн...»

–абота в степени романтики

« нижный романтизм» действительно присутствовал в их «картине мира». ¬прочем, если держать за книжного романтика Ќикола€ √умилЄва, чью поэзию боготворил  оган (см. его стихотворение «ѕоэту», 1937). ¬ стихах √умилЄва стоит искать и истоки знаменитой «Ѕригантины» (эту песню  оган вместе с √еоргием Ћепским сочинил в том же 1937-м) — и флибустьеры, и авантюристы, и проча€ романтика.

Ёто потом романтику низведут до агитации и пропаганды. ј тогда она воспринималась всерьЄз. «–омантика — это будуща€ война, где победим мы», — говорил их сверстник критик ћихаил ћолочко, погибший в 1940-м в снегах  арелии. «–абота в степени романтики — вот что такое коммунизм!» — гениально точно определил ћихаил  ульчицкий.

****

("—частье Ѕагрицкого, что он умер в 1934-м, а то посадили бы, как посадили в 1937-м его вдову, Ћидию —уок (она мужественно протестовала против ареста поэта ¬ладимира Ќарбута). »ли же — более веро€тный вариант — совсем бы скурвилс€ (как, например, Ќиколай “ихонов)." "јнгел смерти в кожаной тужурке")


јлександр √алич, писавший в те же годы советско-романтические пьесы, очнЄтс€ спуст€ два дес€тилети€: его «ѕрощание с гитарой» (1964—1966) — запоздалое расставание с иллюзи€ми молодости: «–омантика, романтика / Ќебесных колеров! / Ќехитра€ грамматика / Ќебитых школ€ров». Ќо друзь€ его, «небитые школ€ры», оплатили романтику собственной гибелью, и это чего-то стоит, наверное...

  стихотворству молодые поэты относились очень серьЄзно. Ќасаждаемый тогда, как картошка, соцреализм раздражал их безмерно. «»скусство движетс€ теперь горизонтально. Ёто горько» ( оган). «—тихи писать сейчас надо такие: «¬перЄд! ”ра!  расна€ зар€!!!» я таких писать не умею, видит Ѕог» ( ульчицкий). »х эстетические установки вступали в спор и с пастернаковским «и тут кончаетс€ искусство, и дышит почва и судьба». ««десь начинаетс€ искусство, и здесь кончаютс€ слова», — с нажимом поправл€л  оган.

 ульчицкий проигрывал вариант выбора — между стихами и коммунизмом:

Ќо если бы
кто-нибудь мне сказал:
сожги стихи —
коммунизм начнЄтс€, —
€ б только терцию
промолчал...
ј потом вз€л бы
и написал —
тако-о-ое...

—амое такое (1941)

»х пр€мыми наставниками в поэзии были конструктивисты — »ль€ —ельвинский, ¬ладимир Ћуговской, Ёдуард Ѕагрицкий и, разумеетс€, »ль€ Ёренбург. ѕожалуй, конструктивизм, с его цел€ми «локальной семантики», кое-чему научил их в области поэтической техники.  онструктивисты, эти «советские западники», были верными слугами режима. Ќо, как бы в компенсацию, культивировали сложные, рафинированные формы поэзии. ћолодые поэты хорошо усвоили уроки конструктивистов — прежде всего «грузификацию слова», то есть коротко, сжато, в малом — многое, в точке — всЄ.

Ќам лечь, где лечь,
» там не встать, где лечь.
«адохнувшись «»нтернационалом»,
”пасть лицом на высохшие травы
» уж не встать, и не попасть в анналы,
» даже мЄртвым славы не сыскать.

ѕавел  оган, 1941

Ћиха€ удаль, красота резкого (хулиганского) жеста плюс энергетическа€ сила пассионариев, идущих вперЄд «даже вопреки инстинкту самосохранени€» (Ћев √умилЄв), определ€ли это поколение:

 ак окурки, мы затопчем это,
ћы, лобастые мальчики
невиданной революции.
¬ дес€ть — мечтатели,
¬ четырнадцать — поэты и урки,
¬ двадцать п€ть —
внесЄнные в смертные рел€ции.
ћоЄ поколение —

это зубы сожми и работай,
ћоЄ поколение —

это пули прими и рухни.

ѕавел  оган, 1940

«наменита€ «√роза» ѕавла  огана оканчивалась строками: «я с детства не любил овал, / € с детства угол рисовал» (1936). ≈го младший собрат Ќаум  оржавин ревниво ответит в 1944-м уже два года как погибшему  огану: «ћен€, как видно, Ѕог не звал. / » вкусом не снабдил утончЄнным. / я с детства полюбил овал / за то, что он такой законченный»... ѕо этим двум вариаци€м на одну тему видно, чем пассионарий отличаетс€ от всех остальных.

—амым прит€гательным источником исторической эстетики дл€ них была √ражданска€ война: с еЄ бесшабашностью, каким-то диким размахом, отча€нием и гибельной красотой стоицизма. ўорс,  отовский стали их геро€ми:

...—лавлю  отовского разум,
 оторый за час перед казнью
“ело своЄ гранЄное
японской гимнастикой мучил.

ћихаил  ульчицкий, 1939

ќба€ние √ражданской войны продержалось достаточно долго, и даже «—ентиментальный марш» Ѕулата ќкуджавы (1957) не был ещЄ его последним излЄтом.

“емень. √лухо. “емень

» менее всего эти мальчики походили на плакатных квадратных «хомо советикус», которых рь€но примутс€ клеймить в постсоветское врем€. ќни чувствовали: эпоха €вно чего-то хотела, чего-то ждала от них, но чего именно — трудно было пон€ть. „астое состо€ние и слово в стихах — тревога.

¬ поле темень, в поле жуть —
ќсень над –оссией.
ѕоднимаюсь. ѕодхожу
  окнам тЄмно-синим.
“емень. √лухо. “емень. “ишь.
—тара€ тревога.
Ќаучи мен€ нести
ћужество в дороге.
“емень. √лухо...

ѕавел  оган, 1937

¬ этом сумрачном перепл€се цыганочки — вс€ русска€ тоска и вс€ русска€ метафизика. (¬ пандан ему, кстати, и «Ќочной разговор в вагоне-ресторане» јлександра √алича, 1968.)

ƒругое ключевое состо€ние и слово — «путать».  оган обращаетс€ к своей «эпохе громкой»: «ѕрости ж мне фрондЄрства замашки, и всЄ, что спутал €, прости» (1937). «ћы сами, не распутавшись в началах, вершили скоротечные дела» (1937). ¬ «ѕоследней трети», незаконченном романе в стихах, он пишет:

Ќо как мы путали.  ак сразу
ћы оказались за бортом.
 ак мучались.  ак ум за разум,
 ак взгл€ды тыс€чи сортов.
 ак нас несло к чужим...

 то такие «чужие?» » что имел в виду ћихаил  ульчицкий, когда признавалс€: «я отшиб по звену и Ќицше, и фронду»?

ясно, по крайней мере, одно: какое-то врем€ они находились в онтологической зыбкости, в нервозной неопределЄнности. » этим отличались от предыдущего поколени€. ѕоказателен в этом смысле диалог ¬севолода Ѕагрицкого с отцом, Ёдуардом Ѕагрицким. ¬ поэме «“¬—» (1929) в гости к мечущемус€ в чахоточном жару поэту, Ѕагрицкому-старшему, приходит его чЄрт, ƒзержинский, и объ€сн€ет, как жить, соответству€ веку: «ќгл€нешьс€ — а вокруг враги; / –уку прот€нешь — и нет друзей; / Ќо если он скажет: «—олги» — солги. / Ќо если он скажет: «”бей» — убей».

¬севолод Ѕагрицкий пишет стихотворение «√ость» в 1938 году — его отец четыре года как умер, мать посадили (она заступилась за арестованного ¬ладимира Ќарбута). ¬ «√осте» старший поэт (Ёдуард Ѕагрицкий) ведЄт воображаемый разговор с молодым человеком (поэтом? „екистом?). » выказывает в этом разговоре чрезвычайное беспокойство, отсутствие чЄтких представлений о происход€щем в мире: « акое врем€!  акие дни! / Ќас гром€т или мы громим?» ¬округ по-прежнему враги, но от них лучше бежать:

Ќо где ни взгл€нешь — враги, враги.
 уда ни пойдЄшь — враги.
я сам себе говорю — беги!
—корее беги,
Ѕыстрее беги.
—кажите — € прав?

ѕавел  оган, будучи подростком, дважды сбегал из дома, чтобы посмотреть, что происходит с русской деревней. ¬ результате этих путешествий и был написан в мае 1936 года «ћонолог» — одно из самых странных и страшных стихотворений в русской поэзии ’’ века. ѕрежде всего — по запредельному ощущению поражени€, краха:

ћы кончены. ћы отступили.
ѕересчитаем раны и трофеи.
ћы пили водку, пили «ерофеич»,
Ќо насто€щего вина не пили.
јвантюристы, мы искали подвиг,
ћечтатели, мы бредили бо€ми,
ј век велел — на выгребные €мы!
ј век командовал: «¬ шеренгу по два!»
........................................
я понимаю всЄ. » € не спорю.
¬ысокий век идЄт высоким трактом.
я говорю: «ƒа здравствует истори€!» —
» головою падаю под трактор.

 ажетс€, 17-летний мальчик если и не осознавал в полной мере (а кто осознавал?), то чу€л тЄмную, потаЄнную жизнь –оссии.  ак результат — при€тие неизбежности гибели, трагический стоицизм, в основе которого евангельское: «≈сли пшеничное зерно, падши в землю, не умрЄт, то останетс€ одно; а если умрЄт, то принесЄт много плода».

Ѕесприютность, экзистенциальна€ заброшенность, нервозность и неопределЄнность, когда всЄ не то и всЄ не так, привели Ќикола€ ћайорова к печальной версии судьбы его поколени€ в истории:

Ѕезжалостно нас врем€ истребит.
«абудут нас. » до обиды грубо
Ќад нами будет кем-то вбит
 ондовый крест из тела дуба.

ѕредчувствие (1939?)

ќднако написанное несколько мес€цами позже стихотворение «ћы» соотноситс€ с предыдущим, как снимок с негативом.

» как бы ни давили пам€ть годы,
Ќас не забудут потому вовек,
„то всей планете дела€ погоду,
ћы в плоть одели слово «„еловек»!

Ќадвигающа€с€ ¬тора€ мирова€ война — вопреки всему ужасу катастрофы или благодар€ ему? — придала этому поколению чувство безусловной определЄнности, которого им так не хватало. “еперь можно было вздохнуть с облегчением и не пута€сь сказать: «≈сть в наших дн€х така€ точность, / что мальчики иных веков, / наверно, будут плакать ночью / о времени большевиков…»
(ѕавел  оган, 1940—1941).

«десь и теперь

ѕрежде удивл€лись тому, что поэты эти предвидели будущее — предчувствовали войну и свою смерть на ней. «Ќа двадцать лет € младше века, но он увидит смерть мою» (ћихаил  ульчицкий, 1939); «я не знаю, у какой заставы вдруг умолкну в завтрашнем бою» (Ќиколай ћайоров, 1940); « огда-нибудь в п€тидес€тых художники от мук сопреют, пока изобраз€т их, погибших возле речки Ўпрее» (ѕавел  оган, 1940). Ќо куда удивительнее было бы, если бы молодые — призывного возраста — поэты не заметили, где и когда они живут. ѕосле революции, после √ражданской войны относительно спокойно прошЄл очень короткий срок. ј потом: война в »спании, озеро ’асан, ’алхин-√ол, поход на «ападную ”краину и «ападную Ѕелоруссию. —оветско-финска€ война.


—трана дышала воздухом войны. ќ—ќј¬»ј’»ћ, военные игры школьников, фильмы, книги, песни… «≈сли завтра война, если завтра в поход...» ѕесн€ из кинофильма «јлександр Ќевский» (1938) на стихи ¬ладимира Ћуговского воспринималась как пр€мой призыв: ««а отчий дом, за русский край вставайте, люди русские!»

“о было врем€ чистого, беспримесного патриотического энтузиазма (что бы потом ни говорили о «сатанинских звЄздах», о «соломенном пугале немецкого фашизма» и об отсутствии у русского мужика желани€ воевать). » стихи молодых поэтов звучали если не в той же тональности (регистров было больше), то о том же:

я слушаю далЄкий грохот,
ѕодпочвенный, не€сный гуд.
“ам поднимаетс€ эпоха,
» € патроны берегу.

ѕавел  оган, 1937

ѕоступь истории стала слишком ощутимой, чтобы еЄ не заметить. » €сно было, что рано или поздно война дойдЄт до –оссии. «¬оенный год стучитс€ в двери / ћоей страны…» (ћихаил  ульчицкий, 1939).

 ак ответить на надвигающуюс€ войну — они знали. «нали, что будут — вместе со страной — воевать за неЄ. », конечно, в этом смысле они были государственниками. «ћальчики ƒержавы» — так называет их Ћев јннинский.

Ёту необходимость они принимали как должное не потому, что не ценили личности, не потому, что стремились растворитьс€ в коллективном «мы». Ќа алтарь истории и войны они несли своЄ «€». »х реакци€ на войну была реакцией пассионариев на экстремальную ситуацию:

Ќо мы ещЄ дойдЄм до √анга,
Ќо мы ещЄ умрЄм в бо€х,
„тоб от японии до јнглии
—и€ла –одина мо€.

ѕавел  оган, 1940—1941

(—тоит отметить забавную историческую траекторию: идею вторжени€ в »ндию в августе 1919 года продавливал предреввоенсовета Ћев “роцкий. ј стихи  огана наверн€ка стучали в сердце ¬ладимира ∆ириновского, когда он говорил о своей мечте: «…чтобы русские солдаты омыли свои сапоги тЄплой водой »ндийского океана».)

ћолодым поэтам грезилась (пр€мо по ћарксу, Ћенину и “роцкому) гр€дуща€ ћирова€ –еволюци€. Ќеизбежным вариантом будущего представл€лась «емшарна€ –еспублика —оветов, всесветность, когда «только советска€ наци€ будет. » только советской расы люди...» (ћихаил  ульчицкий). Ќасто€щее они воспринимали как проекцию будущего (или из будущего) и называли себ€ (пр€мо по ’лебникову) «шарземцы».

Ќо притом патриотизм этих поэтов был русским.  ак заклинание повтор€л  ульчицкий в поэме «—амое такое»: «я очень сильно люблю –оссию», «Ќо € продолжал любить –оссию». –оссию, а не ———–, не –еспублику —оветов. » этот русский патриотизм вступал в конфликт с будущим земшарством, всесветностью.

Ќо люд€м –одины единой,
≈два ли им дано пон€ть,
 ака€ иногда рутина
¬ела нас жить и умирать.
» пусть € покажусь им узким
» их всесветность оскорблю,
я — патриот. я воздух русский,
я землю русскую люблю…

ѕавел  оган, 1940—1941

ѕосто€нно вы€сн€емые отношени€ с родиной — может быть, главна€ тема русской поэзии. Ќа рассматриваемом здесь отрезке времени тема эта начата Ћуговским: «ћне страшно назвать даже им€ еЄ — / свирепое им€ родины» (1926), продолжена  оганом: «–одина мо€. «везда. Ѕоль мо€ старинна€» (1937) — и им же завершена.

* * *

¬ советские времена их ценили за то, что «эта поэзи€ — изнутри войны». ћежду тем главное они сказали до войны. »х реальный военный опыт был недолгим. ќпыт этот не изменил принципиально их «картины мира» — только внЄс в неЄ, может, и важные, но всЄ-таки дополнительные штрихи, уточн€ющие. ѕро то, что смерть гр€зна, они знали и раньше. «нали про «выгребные €мы», про «грубые обмотки», про «тухлые порт€нки» и про прочие изнаночные стороны быти€. ¬сЄ это они пережили до фронта. » одно из последних, а может быть, и последнее стихотворение  ульчицкого не открывало что-то новое, скорее подводило итог уже известному.

¬ойна ж совсем не фейерверк,
ј просто — трудна€ работа...

»х поэтический опыт — крутой замес жестокого реализма на энергии пассионариев — пришЄлс€ кстати и —емЄну √удзенко. ќн-то действительно стал поэтом только на фронте и там же написал классное стихотворение «ѕеред атакой» (1942):

...—ейчас наступит мой черЄд.
«а мной одним идЄт охота.
Ѕудь прокл€т сорок первый год
и вмЄрзша€ в снега пехота.
ћне кажетс€, что € магнит,
что € прит€гиваю мины.
–азрыв. » лейтенант хрипит.
» смерть оп€ть проходит мимо...
«аканчивалось стихотворение страшной и точной подробностью, восхитившей когда-то Ёренбурга: «...и выковыривал ножом из-под ногтей € кровь чужую».

√удзенко принадлежит и знаменитое:

Ќас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
ћы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
Ќа живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мЄртвых расцвели голубые цветы.
ћоЄ поколение (1945)

«¬ двадцать п€ть — внесЄнные в смертные рел€ции…» — тут ѕавел  оган ошибс€: он сам, ¬севолод Ѕагрицкий, ћихаил  ульчицкий, Ќиколай ћайоров погибли, не дожив до этого возраста. » задолго до победы. —емЄн √удзенко умер в 1953-м, как и напророчил: «ћы не от старости умрЄм, / ќт старых ран умрЄм… / “ак разливай по кружкам ром, / “рофейный рыжий ром».

ј у нас после августовской (1991) революции произошла переоценка ценностей. » никто уже в ƒень ѕобеды не читал в ÷ƒЋ стихов «советских поэтов, погибших на ¬еликой ќтечественной войне». ƒа и саму войну сократили до аббревиатуры ¬ќ¬…

√ребень истории вознЄс их до высшей точки. » они транслировали в своих стихах этот гибельный и трагический взлЄт. » рухнули вниз, оставив нам стихи — свободных людей, живших во врем€ несвободы и в несвободной стране. »х не нужно жалеть.

****

»сточник: http://www.chaskor.ru/article/ih_ne_nuzhno_zhalet_23311

–убрики:   ультура и духовность/»стори€ и историки
ѕќЁ«»я в »Ќ“≈–Ќ≈“≈/—тихи и мысли о смерти
ѕќЁ«»я в »Ќ“≈–Ќ≈“≈/—тихи о войне
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку