Постковидный синдром и наше сердце. Все чаще ко мне и моим коллегам - кардиологам обращаются паци...
Лариса Миллер. А пока не прибрано в душе ... - (0)Мы поймем, года спустя, что всерьез, а что шутя... https://c.radikal.ru/c10/2102/bc/...
Фриц Таулов - норвежский мастер пейзажа 19 века - (0)Художник Frits Thaulow (1847 – 1906). Течёт река Галерея работ Фрица Таулова &mda...
Фотопрогулка по Черногории: море, горы и небо - (0)Черногория в фотографиях Острова напротив Пераста &...
Лира потихоньку пустеет и теряет смысл. А жизнь продолжается. - (0)после болезни давненько я не писала, хотя, признаюсь честно особой нужды в этом не испытывала...
Украинская хата - текст и много фото |
Украинская хата и интерьер(продолжение)
Дом - жилое пространство человека, место семейных обрядов, символ благосостояния. Это домашнее пространство у славянских народов условно делится по диагонали на две части: левую сторону (угол с печью) - женская половина дома, а правый (угол с покутью) - мужская. Покуть обращен чаще на восток .
Ігор Цабієнко
Когда семья переселялась в новый дом, обязательно брали из старой печи уголек и вносили ее в новый дом, чтоб зажечь семейный очаг в этом доме.
Звали также своего Домового на новое жилье. Магическое значение имеет и мусор, который несли в новый дом «на счастье». Считалось, если выбрасывать мусор после захода солнца, в доме поселится нищета. Поэтому его лучше сжигать или выносить днем. Когда в печи выпекается хлеб, в доме нельзя подметать, это неуважение к хлебу, а когда пекут хлеб, на печи нельзя лежать, чтобы не беспокоить её в это время, которое считается священным. К печи прикладывают ножками новорожденного - такой обряд приобщения к дому и Роду. На печь молодая в доме молодого бросала свой пояс, чтобы присоединиться к новому домашнему очагу.
Таким же магическим значением наделял наш народ и домашнюю балку(сволок) - символ прочности строения, семьи, здоровья всех жителей этого жилья. На сволоке очень часто делали орнаменты, которые были своеобразными оберегами: надписи, отметки, равносторонний и косые кресты (крестец), различного типа сварги, а также небесные знаки солнца и луны, голуби, деревья и другие еще дохристианские символы.
Уже древние трипольские здания имели окна - «глаза». Через окна своего дома человек смотрит на мир .
Древнейшие окна были просто отверстиями, завешены тканью или закрыты створками. Стекла в древности заменяли вола пузыри, натянутые на рамы. В XVI - XVII вв. стекла делали из пластинок слюды, закрепляя их свинцом. С появлением стекла окна стали настоящим украшением дома. Изнутри они завешивались украшенными занавесками, или «занавесками», через которые можно было видеть все, что происходит на улице, но плохо видно, что в доме. Кое-где окна украшались вышитыми полотенцами, служившие оберегами. Оконные рамы украшались резьбой, особенно в Карпатах и Закарпатье. Эти традиции сохранены и сейчас.
Порог - символ начала и окончания дома, дома. По древнейшими поверьями, именно под порогом находятся души умерших предков, охраняющие род. Причиной таких верований, вероятно, были первоначальные типы захоронения под порогом. Пороговых почитают, идя под венец и отправляясь в последний путь (стук гробом о порог). В Украине распространено поверье: если подметать к порогу, то все хорошо получится из дома, нельзя также мести дом двумя вениками. Поэтому пожилые люди подметают от порога в дом, чтобы «все хорошее осталось в доме». На Полесье распространен обычай прибивать палку из осины к порогу, чтобы отпугивать все плохое. Магическими свойствами наделил народ лошадиную подкову, которая приносит счастье в семью. Поэтому ее прибивают на пороге или над дверью. По правилам народного этикета, всегда считалось, что здороваются через порог только плохо воспитанные или просто злые люди. Поэтому говорили: «Не подавай руки через порог, потому поссоришься». Нельзя и передавать через порог какую-то вещь.
Разговаривать с соседом через порог также невежливо: следует или пригласить в дом, или же выйти к нему. Особой честью для гостя считается встреча его у ворот, так же, как и провести до ворот.
Покуть - священное место в доме. Здесь находятся домашние боги, сажают почетного гостя, сидят невесты, стоит ритуальный сноп ржи (Дидух), ставят синагоги (специальные полочки для священных образов, в древности - статуй), украшенные вышитыми рушниками.
Стол также обладает магической силой, символизирует достаток семьи. Его первым заносят в новый дом, на него кладут хлеб-соль, ставят ритуальные блюда. На стол грех садиться или класть шапку. Название "стол "происходит от древнего обычая стелить рушник или скатерть (позже - скатерть), чтобы на них класть еду. Обычай застилать стол присущ украинцам давно. Незастеленный стол - символ бедности или скупости хозяев. Обед или пир за столом объединял людей и устанавливал хорошие отношения. Поэтому пища за столом с врагом считается унижением человеческого достоинства.
В некоторых регионах Карпат (Гуцульщина, Бойковщина, Лемковщина) функции стола выполнял сундук(скрыня). Стол- сундук состоит из двух частей: нижнее подстолье использовалось для хранения различных вещей, одежды, ценных бумаг и т.д., а верхнее накрытие служило как стол. Чтобы получить какую-то вещь, крышку стола отодвигают. В некоторых местностях в таких столах-сундуках хранили продукты питания.
Сундук - традиционный для Украины вид мебели, в которой хранили одежду, драгоценности, украшения, полотно. Она принадлежала женщине. Девушке на выданье родители покупали сундук, которуый она вместе с матерью постепенно наполняла разными вещами, необходимыми для будущей супружеской жизни: вышитыми рушниками, платками, рубашками, лентами. Сундук(скрыня) был частью девичьего приданого: чем больше и красивее сундук, тем богаче невеста. Девушка, оставляя родительский дом, привозила свой сундук в дом мужа, где пользовалась им всю жизнь. Сундук передавался по наследству только после смерти ее обладательницы. Внутри сундук имел небольшой, в виде прибитой к стенке коробочки, «прискринок» для хранения мелких ценных вещей, украшений, лент. Чтобы полотно и одежда в сундуке не портились от долгого хранения, в прискринок клали узелок табака (от моли). Сундуки в Украине были двух типов: с двускатным виком (крышкой) и с прямым (позже - полукруглыми) выпуклым виком.
Сундуки были резные, кованые, рисованные, в бедных - с чисто не-украшенного дерева. Девушка не позволяла чужим заглядывать в свой сундук, это была ее тайна. С потерей веры в магическое значение сундука, этот обычай забывался, поэтому в некоторых местностях, восхваляя свою дочь, родители стали показывать близким, что приобрели для своей дочери. Хотя преимущественно в Украине заглядывать в чужой сундук считалось большим нахальством и невоспитанностью. Народной этикой это осуждалось.
Для сна в Украине издавна использовались деревянные кровати, скамьи, полик. Пол, или полик, - это деревянный настил, устанавливают от печи или лежанки к противоположной стене. Днем он служит местом для различных бытовых вещей и домашних работ, а ночью на нем спят. Украинский полик отличается от российских и белорусских полатей тем, что устраивается внизу (приблизительная высота кровати), в то время как полати - на расстоянии 80 см от потолка. Пол, как и ряды, украинцы застилают цветными рядном(веретом) или ковриками, что создает особый уют в доме.
Мисник - это деревянная полка для хранения посуды. Иногда он имеет форму шкафа, подвешивалась на стенку. Были также угловые мисники, которые размещались в углу комнаты. В быт украинского очень рано вошли различные мебель: стулья, скамейки, комоды, шкафы, кровати. Много названий мебели и бытовых устройств для ткачества, плотничать т.д. в украинский язык пришли из Западной Европы.
Древнее название дома достигает тысячелетних глубин, возможно, даже до-ледникового периода. Агатангел Крымский высказал гипотезу о распространении этого слова с юга (Малая Азия) на север и запад, Владимир Чивилихин предполагает, что слово «дом» было у скифов. В доме воплощался все жизненное пространство и мировоззренческий космос украинца. Как весь мир делится на три части: земную подземную и небесную сферы, так и дом отражает эти сферы бытия: потолок - небесный духовный мир (балку с сакральными знаками, божница в углу) стены, окна, двери - символы земного современного реальной жизни и общение с другими людьми: нижний ярус - пол, низ стены с пидпиччям и лавками, порог представлялись как предел земной и подземной мира. Недаром говорят: «Моя хата небом крытая, землей подбитая, ветром ограждена». Отделка дома как снаружи, так и внутриимело не только эстетическое значение, но и выполняло определенные информативные и магические функции. Например, обводка побеленного дома цветной краской внизу имеет те же свойства, что и замкнутый круг - оберегать от злых духов и различных напастей всю семью.
Разрисованные цветами окна сообщают, что в доме есть девушка на выданье. Интересный обычай сохранился на Лемковщине, где на входной двери рисуют своеобразное Дерево рода (апр): веточки с листьями барвинка означали женщин и девушек, которые были в семье, веточки со звездами - мужчин и парней. Когда рождался ребенок, дорисовывали новую веточку, а когда кто-то умирал - крестик.
Архитектура украинского жилья чрезвычайно разнообразна и имеет свои локальные региональные особенности: конструктивные, декоративно-художественные, различия в планировании и интерьере. Региональные типы жилья в целом соответствуют этнографическом районированию Украины . Однако сейчас происходит много изменений в архитектуре народного жилья в результате внедрения профессиональных методов строительства, новых строительных материалов, способов отделки и т.п.. Удобство карпатского жилья обусловила распространение традиций карпатских строителей в других регионах Украины (на юге, Левобережье). Центрально-украинский тип жилья распространился дальше на север (Полесье) и на юг. Но, несмотря на эти коренные изменения в традиционной архитектуре, украинское строительство сохраняет и развивает лучшие образцы народного жилья и имеет чрезвычайно самобытные черты, что хорошо отличает его от традиций соседей - россиян и белорусов.
Кроме того, интерьер украинской хаты никогда не был статичен, он постоянно изменялся соответственно дням недели и больших календарных праздников. Если в будни пол был непокрыт, то в воскресенье каждая хозяйка застилала свижоподмазанный пол ( пол ) ткаными рядном (вереткамы, дорожками). Стол, который в будни НЕ застелялся или застелялся грубой будничной скатертью без узоров, в воскресенье застилали праздничной вышитой или с тканым узором скатертью, на стол укладывали хлеб, соль, ставили цветы. Празднично затилали также кровати: накрывали красивыми покрывалами (веретищем), подушки выставляли друг на друга в свежевыстиранных и отглаженные вышитых наволочках. Широко использовали искусственные цветы для украшения углу, потолку, а также украшали стены вытынанками или другими бумажными украшениями, которые время от времени заменяли на новые. Перед воскресеньем обязательно подбеливали, подмазывали и возобновляли декор на печи и стенах.
В интерьере также отображались значительные события семейной жизни. Так, когда в доме была роженица с младенцем, кровать завешивалась ширмой (на юге) или тканью, перекинутой через шест (Подолье, Покутье). Такой занавес ни снимали в течение шести недель, когда мать и ребенок были наиболее уязвимы. Итак, это был своеобразный охранный средство, избавляет от «дурного глаза».
Когда в доме был покойник, окна и зеркала завешивали платком, снимали праздничные украшения, стол застилали скатертью или тканью, веретище, ковриком и т.д..
Каждый праздник требовал своих особых атрибутов, украшений, элементов интерьера. Так, на Рождество на покуть выставляли Дидуха из ржи, пшеницы или овса. На стол под скатерть клали солому, чеснок, а под стол - лемех от плуга. На потолок подвешивали различные украшения в виде птиц, ежей или «паучков», изготовленных из бумаги, глины, яиц, колосков. На столе обязательно лежал обрядовый хлеб - лепешки. По мнению многих исследователей, Дидух символизирует мужское начало, а солома, положенная под скатерть, - женское. На углу эта солома называется «Баба». Итак, по своему значению символика Рождественского интерьера достигает древнейших глубинных обычаев нашего земледельческого народа, которые, вероятно, унаследованные еще от эпохи Триполья.
Перед Пасхой дом обновлялся, мылся, подмазывался, белился. Это своеобразное очищение после зимнего периода имело значения весеннего обновления жизни. Особой приметой Пасхальных праздников были прежде писанки и крашанки, оставленные на застеленном праздничном столе, где стояла также корзина с освященными пасхальными пасками. Стены украшались новыми рушниками и искусственными цветами.
На Троицу (Русалии, Троицу) и на Купала дом украшалась живыми зеламы, овощами, цветами, своеобразными растительными оберегами в виде венчиков, букетиков, которые освящались и в течение года использовались для лечения, окуривание, магических действий.
Перед праздником Свечи (1 сентября), когда печь - «именинница», ее обязательно белят, наносят новую роспись, украшают цветами, потому что в этот день производят «свадьба трубы».
ИНТЕРЕСНО В УКРАИНЕ ОТМЕЧАЛИ И НОВОСЕЛЬЕ.
За день до этого события (точнее - на ночь) хозяева оставляли в новом доме кота или петуха. На следующий день, когда все было готово к переходу в новый дом, старшие члены семьи принимали икону, вышитый рушник с хлебом и солью, миску с рожью, пшеницей, мелочью и бутылку водки и входили в новый дом. Пожилой мужчина (отец молодых хозяев, а при его отсутствии кум или другой близкий родственник) иконой или только хлебом с солью благословлял на все стороны новое помещение, после чего оставлял икону в углу. Выйдя на улицу с хлебом и солью на вышитом полотенце, он благословлял детей на счастливую жизнь в новом доме. Молодые хозяева брались за концы полотенца, и он заводил их в новое жилье. За ними заходили родственники и соседи; пожилая женщина посыпала всех зерном и мелкими деньгами, желая счастья в новом доме. После этого все дарили подарки и садились за столы, а молодые хозяева угощали гостей. Заканчивался новоселье пением и танцами. Считали, если день новоселья пройдет без происшествий, весело, то и жизнь жителей нового жилья будет спокойным, счастливым.
На новоселье обязательно освящали жилье, окуривали его ладаном, смирной, углем и кусочками кожи.
Изменения в интерьере жилища также обусловлены и сезонными работами, например, осенью вносили ткацкий станок, который летом выносили на чердак или в кладовую, потому что женщина занималась огородом, полем и другими делами. Итак, каждый сезон домашнее хозяйство имело свой вид, свою символику и образную динамику.
Рубрики: | ГОРОДА и СТРАНЫ/Украина Культура и духовность |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |