Цитата сообщения Nadezhdaaa
Монастырь и старое кладбище.
Новодевичье кладбище находится на территории монастыря.
У каждого монастыря своя история, своя атмосфера, свои святыни, но похожи они в одном : все, что там построено, посажено, расписано и т.д. сделано с большой любовью и молитвой. Это чувствуется сразу.
Здесь другой мир. Здесь благоговейность и тишина. Здесь хочется покрыть голову платком и ступать бесшумно.
Первое, что мы увидели - монастырские постройки в два этажа, выполненные в псевдорусском стиле. Это кельи. Неожиданным украшением оказалось между первым и третьим окном ложное окно.
В этот час в монастыре было безлюдно, тихо. Молчала звонница, ожидая своего часа.
У стен храма ухоженные могилки. Здесь похоронена первая настоятельница монастыря игуменья Феофания, скончавшаяся в 1866 г.
На территории монастыря несколько храмов. Все они тянуться своими прекрасными куполами в синее небо, заставляя и нас лишний раз оторвать свой взор от земли, поднять голову вверх , воскликнув в душе :
" Слава тебе, Господи!
Как прекрасен твой мир!"
Напротив храма Воскресения Христова - Казанский храм. Стоит увидеть его, как забываешь обо всем, что вокруг.
Он приземист и пышен, как сдобный пасхальный кулич.
Он сразу напоминает Софийский собор в Константинополе. Говорят, что первый камень в основание храма положил сам император Николай 1.
Храм построен в византийском стиле по проекту архитектора Василия Косякова, облицован светлым кирпичом, украшен прекрасным растительным орнаментом, птицами, крестами.
Трудно сейчас представить себе, что в 1960-х годах в церкви во имя Казанской иконы Божией Матери несколько десятилетий были механические цеха.
Эта «мерзость запустения» была до 1992 года, пока храм вновь не передали епархии.
Храм был открыт, мы вошли туда. Служба давно закончилась, но, похоже, что он никогда не пустует, а молитвы не прерываются.
Дочь моя сделала несколько фотографий внутри храма. Не удержались, хотя благословения на это не спрашивали. Охранники тут же отреагировали на это строго.
Полюбуйтесь, какая там красота! Храм наполнен воздухом и светом, особой благодатью!
После мы отправились на Новодевичье кладбище.
Вообще-то гулять по кладбищу не самое приятное занятие, да и не тянет как-то.
А вот к такому старому, как Новодевичье в Питере, скорее отношение , как к музею на открытом воздухе.
Чувствуешь внутри себя тихое, робкое любопытство и легкую грусть по ушедшим.
Всюду видны следы разорения. После революции некому было смотреть и ухаживать за могилами. Родственники умерших либо покинули родину, либо подверглись репрессиям, либо погибли на гражданской войне.
Вот и воровали безжалостно с могил все, что было хоть сколько-нибудь ценным, а потом в 60-тые началось массовое уничтожение памятников.
Надгробия выполнены из мрамора и гранита. Говорят, когда-то все они были украшены кованными оградами или цепями.
В склепах были иконы, серебряные венки, лампады, ведь здесь хоронили знатных дворян, купцов, адмиралов.
Могилы врачей, артистов, поэтов.
Нас несколько удивило, что вокруг одной старой могилы стояли люди, они молились, горело много свечей.
Это было странно, т.к. на кладбище было совсем безлюдно. Казалось, что нет уже никого в живых тех, кто мог бы проведать здесь покоившихся и помолиться за них.
А оказалось, что могила эта очень даже известная. Могила генеральши Анны Акимовны Вершининой (1858-1914).
Позже мне рассказали интересную историю. Эта Анна Акимовна заболела и переживала, что после смерти ее все забудут. Муж ее утешал, обещая поставить такой памятник, что мимо никто не сможет пройти. Через год после ее смерти на могиле появился памятник. Скульптор Кюфферле выполнил в бронзе фигуру Христа. С тех пор на ее могиле всегда люди. И чудеса случались...
Тенистые аллеи, прохлада, пенье птиц.
Здесь нет места проблемам, суете, обидам.
Здесь живым есть о чем подумать.
Не только люди, но и время разрушает могилы.
Деревья прорастают сквозь надгробия, корни переплетают гробы, соединяясь с ними в одно целое .
И сердце жалостью полно,
Как будто жжет его утрата
Того, что было так давно…
Что было отжито когда-то…
(«Сумерки» Мирра Лохвицкая)