Каждый, рождённый на украинской земле, должен хотя бы раз войти под своды этого храма, чтобы в гулкой тишине ощутить величие и бесконечную гармонию мира, воплощённую в камне безымянными мастерами. София Киевская - Премудрость Божия - живая история, возведённая в вечность, зримая связь времён, поколений и душ миллионов людей.
О Софии написано множество исследований, сняты десятки фильмов, сказаны сотни тысяч слов. Более века храм без устали исследуют историки, археологи, искусствоведы и лингвисты. И каждое исследование открывает новую тайну величественного храма. Стоит ли удивляться? Ведь на то она и София!
Ежегодно этот архитектурно-исторический памятник посещает более 4 миллионов экскурсантов. И это не удивительно, ведь за художественным совершенством, красотой, величием и масштабами он затмил все, что было создано в Киевской Руси и Европе. На протяжении столетий София Киевская была главной святыней Руси-Украины – «митрополией русской».
Ярослав Мудрый построил Софию в честь окончательной победы русичей над печенегами, которые столетиями терзали Русь. Собор был воздвигнут на месте решающей битвы (1036 г.) – самой высокой точке Древнего Киева.
Поэтому, откуда бы путник ни приближался к киевской земле, издали были видны многочисленные купола Софии, которые оповещали его о приближении к христианскому государству.
В летописях закладки собора датируются 1017 или 1037 годом. Наверняка строительство Софийского собора велось в 20-30-е годы XI века.
Вокруг Софийского собора - центрального сооружения Ярославова города - стояли каменные храмы, боярские дворцы, жилища горожан, а двор митрополии был огражден стеной. До наших дней из XI века сохранились только Софийский собор и руины Золотых ворот - парадного въезда в древний Киев.
Древний Киев X-XIII вв. Макет, фрагмент. Город Ярослава. Художник Д. Мазюкевич
Софийский собор был не только главным церковным сооружением, а и общественно-политическим и культурным центром Киевской Руси, где подписывались международные договора, проходили официальные церемонии и приемы иностранных посольств.
Здесь проходили церемонии "посадки" князей на киевский престол, у стен Софийского собора собиралось киевское вече, при Софийском соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известная в Древней Руси библиотека.
За свою многовековую историю София Киевская пережила нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты и перестройки.
В один из тяжелейших периодов истории древнего Киева - захват города полчищами хана Батыя в 1240 году - большинство архитектурных сооружений были превращены в руины.
Однако татары не уничтожили святыню. Существует даже предание, объясняющее истинную причину такого «милосердного» решения хана. Согласно ему, в одну из ночей Батыю приснился сон, в котором с ним разговаривал некто из архангелов. Архангел сказал оробевшему хану: «Злочестивый царь, для чего ты вознамерился уничтожать символы, пробуждающие лучшее в людях, живущих на этой земле? Все твои военные успехи произошли не благодаря твоим жестоким талантам, а потому, что народу, который ты покорил, необходимо было искупить накопившиеся грехи. Не смей трогать этот храм. Иначе светлое воинство сокрушит тебя.» Надо отметить, что Батый очень серьезно относился к подобным сновидениям. В общем, так или иначе, но разрушать собор он перестал.
Софийский собор уцелел. Однако, разграбленный и опустошенный, он потерял былую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом.
В течение XIV - XV веков киевлянам приходилось бороться против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали город грабительскими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Эдигей, в 1482 году - Менгли-Гирей.
Софийский собор. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651г
В XVI веке усиливается гнет польских феодалов. В условиях захвата украинских земель, порабощения и насильственного окатоличивания населения в 1596 году была заключена Брестская религиозная уния, которая ставила целью объединить православную и католическую церкви под главенством римского папы. Католическое духовенство и униаты начали ликвидацию православной церкви. Захваченный униатами Софийский собор совершенно обветшал. Истлела крыша, разрушились своды галерей, погибли многие настенные росписи.
В З0-40-е годы XVII века киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию Киевскую у униатов и учредил при храме мужской монастырь. Софийский собор был частично отремонтирован, вокруг него построены деревянные монастырские здания, а всю территорию обнесли высоким деревянным забором. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини.
XVII век ознаменован национально-освободительной борьбой украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого и воссоединением Украины с Россией. В 1654 году киевляне утверждали в Софийском соборе исторические решения Переяславской рады.
В XVII - XVIII веках в Киеве развернулось интенсивное каменное строительство.
В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря. Через два года по указу Петра I началось сооружение новых каменных домов вокруг Софийского собора.
Строительство продолжалось по 1767 год. В этот период при Софийском соборе построена колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), дом митрополита, западные ворота (Врата Заборовского), монастырская стена, южная въездная башня, Братский корпус, бурса. В архитектуре этих зданий и во внешнем виде Софийского собора после возобновлений находим характерные черты украинской барочной архитектуры XVII-XVIII веков. В XIX веке проводились частичные перестройки сооружений.
В реставрационных работах при соборе участвовал известный художник М. А. Врубель.
Так сложился великолепный архитектурный ансамбль монастыря.
Во время бурных событий 1917-1921 годов София, а особенно ее аспидная часть, получила значительные повреждения. Дело в том, что защитники столицы ставили батареи прямо на Софийской площади, из-за чего святыня вынужденно становилась мишенью для неприятеля.
После создания 1919 г. УАПЦ собор стал ее кафедральным храмом. С оглядкой на великое историческое значение и художественную ценность собора, в 1934 г. был создан Государственный архитектурно-исторический заповедник, в который вошли София Киевская и ансамбль монастырских сооружений XVIII ст.
В сентябре 1941 года большевики старались подорвать главный киевский храм, но, к счастью, им это не удалось.
Создание заповедника София Киевская в 1934 году открыло новую страницу в жизни памятников, и в первую очередь - древнего Софийского собора. Возникли широкие возможности для исследований и реставрации архитектуры, настенных росписей. На базе реставрации настенных росписей Софии Киевской выросла современная школа украинских реставраторов-монументалистов.
В результате научно-исследовательских и реставрационных работ, которые ведутся в музеях, создана реконструкция первоначального вида Софийского собора, на стенах расчищены сотни метров росписей XI века, раскрыты фрагменты древних мозаичных полов, расшифрованы средневековые надписи-граффити, обнаружены на территории заповедника остатки построек XI- XII веков, отреставрирован памятники XVIII века.
Открытие Софийского музея сделало памятники открытыми для посещения. Архитектура и настенные росписи дали возможность ознакомиться с художественными ценностями. Долгое время на территории заповедника музеем был лишь Софийский собор. Теперь созданы экспозиции в сооружениях XVIII века.
Международное жюри Гамбургского фонда в 1987 году отметило деятельность заповедника Европейской золотой медалью за сохранение исторических памятников. В 1990 г. Собор Св. Софии занесен в Реестр всемирного наследия самой авторитетной всемирной организации по охране культурных памятников – ЮНЕСКО. Софийский собор и его усадьба с 1994 г. являются Национальным заповедником «София Киевская».
Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с севера и юга двойным рядом аркад-галлерей.
Прежде всего в комплексе Святой Софии со стороны площади в глаза бросается величественная 4-х ярусная колокольня с триумфальным парадным въездом на подворье собора. Софийская колокольня, как и Лаврская, стала одной из главных доминант города. По иронии судьбы она именуется «триумфальной», в честь победы Петра I над шведами и гетманом Мазепой, на средства которого колокольня и была построена.
Возведенное в 1699-1706 годах сооружение неоднократно перестраивалось. Теперешний вид колокольня приобрела в 1852 г., когда был надстроен четвертый ярус с куполом. Теперь высота колокольни составляет 76 м. В первом ярусе размещен главный вход в усадьбу, огражденную в XVIII в. оборонной стеной. Во втором ярусе находится самый большой бронзовый колокол Украины (13 тонн) отлитый в 1705 г. киевским мастером Афанасием Петровичем. Колокол покрыт пышным орнаментом с изображением ангелочков. На колоколе отлит герб гетмана Мазепы и надпись, что этот колокол отлит «иждевением ясновельможного гетмана Иоанна Мазепы». Назван в честь своего заказчика «Мазепой». Парадность сооружения подчеркнута пирамидальной композицией и богатым декором.
Фасады колокольни густо украшены растительным лепным узором, среди которого на стенах третьего яруса выделяются рельефные изображения апостола Андрея и князя Владимира.
Используемый в обрамлении мотив «барвинка» является одним из главных элементов в украинском барокко. Лепные орнаменты поражают непревзойденной красотой естественных живых линий, и кажется, что они до сих пор берегут тепло рук народных мастеров. Стены колокольни окрашены в бирюзовый цвет, что в сочетании с белой лепкой и золотом купола создает приятную цветовую гамму.
Рядом с колокольней в 1995 г. похоронен Святейший патриарх Киевский и Всея Руси-Украины – Владимир. Люди постоянно несут цветы на могилу, потому что берегут память и молятся за упокой праведной души.
Ещё в XI веке современники оценили Софийский собор как выдающееся произведение искусства. Первый русский митрополит Илларион - выдающийся публицист своего времени - писал о нем: "Церковь дивна и славна всем округниим странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земнем от востока до запада".
Ни на что не похожий, Софийский собор по новаторскому замыслу гениального зодчего должен был стать композиционным центром «города Ярослава». Величественный храм посвящен Премудрости Божьей – Софии, второй Ипостаси Пресвятой Троицы, Христа Спасителя. Только самые главные соборы стран или огромных провинций имели такое название, потому что представленное в них изобразительное искусство, прежде всего, прославленные фрески и мозаика, раскрывают всю сущность христианской религии и морали. В связи с этим Софию можно рассматривать как Библию для неграмотных.
Переступив порог Св. Софии, человек сразу попадает под влияние интерьера.
Хотя в соборе обычно многолюдно, каждый общается с храмом один на один. София - симфония света, звука и... взглядов. Лики святых печально и строго смотрят в души детей Божьих, из глубины веков неся свет и благословение.
Как ни один храм мира собор сохранил для нас своё первоначальное убранство. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.
Дальние углы собора тонут в полумраке.
Система мозаичной и фресковой росписи Софийского собора была призвана отразить в образах искусства идею защиты православной Руси Христом и Богоматерью. Они вместе с апостолами, евангелистами, святителями и мучениками находятся в вечном единении с Церковью Христовой на земле. И конечно с нами, если мы того захотим...
Это наиболее полный комплекс подлинных мозаик и фресок XI века - 260 квадратных метров мозаик и более 3000 метров фресок спустя десять веков после их создания поражают совершенством.
Фрески (росписи водяными красками по сырой штукатурке) украшали в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни и хоры. В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве, в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены. В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты её в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени.
В процессе современных реставрационных работ в Софийском соборе фрески XI века расчищены из-под позднейших наслоений, укреплены места отслойки фресковой штукатурки. Поздняя живопись оставлена в местах, где фрески потеряны, для сохранения единства стинописного ансамбля Софийского собора. В отдельных местах сохранились композиции XVII и XVIII веков.
Фреска "Сошествие Христа в ад"
К системе фресковой росписи Софийского собора входят многофигурные сцены, изображения святых в полный рост, полуфигуры святых, многочисленные орнаменты.
В центральном подкупольном пространстве видим многофигурные евангельские сцены повествовательного характера - о деяниях и жертве Христа, о распространении христианского вероучения.
Фреска "Сошествие Святого Духа". Фрагмент.
Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. О центральной части этой композиции, размещенной на западной стене, которая не сохранилась, известно из рисунка Абрагама 1651 года. На рисунке изображены Ярослав Мудрый с макетом Софийского собора в руке, жена Ярослава княгиня Ирина. Они идут к фигуре Христа, у которого, возможно, стояли князь Владимир и Ольга - основоположники христианства на Руси. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.
Фреска очень пострадала во время реставрации XIX века. На южной стене сверху фрески маслом были изображены фигуры великомучениц, на северной стене - святых. Расчистка этих фресок осуществлена после организации Софийского заповедника в 1934-1935 годах.
Портрет семьи Ярослава Мудрого, размещенный в центре собора, служил утверждению княжеской власти. И теперь, глядя на изображенных на портрете людей, мы вспоминаем о связях киевского княжеского дома с крупнейшими государствами Европы. Жена Ярослава Мудрого Ирина (Ингигерд) была шведской принцессой, его сыновья, Святослав и Всеволод женились на греческих царевнах, а дочери - Елизавета, Анна и Анастасия - были королевами Норвегии, Франции и Венгрии. Фресковый портрет семьи Ярослава Мудрого - это уникальный памятник древнерусского портретной монументальной живописи.
Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагменты.
Другие росписи на первом этаже Софиевского собора имеют религиозный смысл. Большое место в системе росписей Софийского собора занимают отдельные фигуры святых. Среди них - изображения мучеников, святителей, апостолов, святых воинов и др. В западной части, где во время богослужения находились женщины, преимущественно изображены "святые жены" - Варвара, Ульяна, Кристина, Екатерина и другие. Выделяются яркостью образов четыре женские фигуры в медальонах в западной части Георгиевского бокового алтаря.
|
|
Фрески "Святой Филипола" и "Святая Евдокия".
Как мозаичные, так и фресковые росписи Софийского собора органически связаны с архитектурными формами интерьера. Им присуща декоративность, четкость художественного языка, глубина и выразительность образов.
Мозаики украшают главный алтарь и купол Софийского собора. (Мозаика - изображения, набранные по сырой штукатурке кубиками стекловидной массы - смальты)
Здесь изображены основные персонажи христианского вероучения. Они расположены в строгом порядке согласно "небесной иерархии", которая отвечала иерархии феодального общества. В зените центрального купола, в медальоне диаметром 4,1 м, видим монументальное изображение полуфигуры Христа-Вседержителя.
Христос - в пурпурном хитоне и голубом плаще. Медальон обведен девятью разноцветными кругами, напоминающими радугу. Вокруг Христа-Вседержителя - четыре архангела, из которых только один (в голубом наряде) - мозаичный, а другие в 1884 году пририсовал маслом М. А. Врубель.
В своде главного алтаря видна огромная фигура Оранты - богоматери, защитницы Киева, в молитвенной позе. Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее - около 6 метров. Богоматерь стоит с поднятыми руками на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. На ней - синий хитон, пурпурный мафорий с золотыми складками и красные сапожки. Из-за пояса свисает белый платок. Фигура Оранты выделяется среди росписей Софийского собора особым величием, монументальностью и сочностью красок.
Под Орантой - многофигурная композиция "Евхаристия"- символическая сцена причащения апостолов. В центре - престол, вдоль которого стоят ангелы с Рипидами (опахалами). Возле них дважды изображена фигура Христа. Он причащает хлебом (слева) и вином (справа) апостолов, которые торжественно подходят к нему с обеих сторон. Апостолы и ангелы в светлом костюме, Христос - в синем плаще и пурпурном хитоне с золотыми складками. Малиновый престол в центре придает композиции особую цветовую насыщенность.
Евхаристия — одно из главных церковных таинств, в котором хлеб и вино мистическим образом преображаются в тело и кровь Христову. Совершение евхаристии составляет суть основного христианского богослужения — литургии. На причастии верующие, вкушая хлеб и вино, в которых воплощены «истинное тело» и «истинная кровь» Спасителя, соединяются с ним и приобретают залог жизни вечной.
Мозаика "Евхаристия". Фрагмент
Не имея никаких измерительных приборов, древние художники сумели учесть светоотдачу цветовых сочетаний, интенсивность освещения, особенности построения фигур на вогнутых поверхностях, тончайшие нюансы цвета...
Редкий живописец когда-либо добивался столь богатой и разнообразной палитры тонов, как мастера мозаики времён Ярослава Мудрого. Только золотые и серебряные смальты насчитывают 25 оттенков, всего же их 177!
Кроме мозаик и фресок XI века, в центральном нефе Софийского собора на западной стене интерес представляет выполненная масляными красками в XVIII веке композиция "Первый Вселенский собор".
"Первый Вселенский собор ". Центральный неф. Западная стена. Масло. XVIII в
Большую ценность представляют произведения декоративного убранства XI века: инкрустированное мозаикой каменное кресло митрополита (в главном алтаре), резные шиферные ограды (парапеты) хоров, покрытые сочной барельефной орнаментикой.
Пол Софийского собора не раз ремонтировался: в главном алтаре сохранился керамический пол конца XVII века из круглых и лекальных плиток, покрытых разноцветной глазурью. Чугунный пол сделан в XIX веке. При раскопках пол XIX века, который поднялся почти на метр в результате позднейших наслоений, был опущен на уровень XI века.
В XI веке алтарь был отделен от остальной части Софийского собора невысокой мраморной предалтарной оградой. Сейчас на его месте деревянный резной позолоченный иконостас, выполненный в 1747 году, - замечательный образец резьбы по дереву и станковой живописи украинских мастеров XVIII века.
Иконостас. XVIII в.
Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков. Граффити Софии Киевской представляют собой ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник. На сегодняшний день в Софии обнаружено свыше 7000 граффити, начиная со второго десятилетия XI — до начала XVIII вв., среди них — 11 древнейших, которые содержат даты с 1018 по 1036 год.
Сообщение о смерти Великого Киевского князя Ярослава Мудрого
Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений. Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены.
Саркофаг Ярослава Мудрого
Cофия....
Одно только название греет душу... Собор, поражающий взгляд размерами, куполами, каким-то необычным духовным светом, красотой и величавостью.
Это - то место, куда стоит прийти, чтобы прикоснуться к истории, ощутить дыхание времени. Собор София Киевская очаровывает каждого, кто его видел хотя бы раз в жизни. Очарует он и вас.
Любой, кто разуверился в чуде, может прийти сюда - и снова поверить...