-ћетки

“оска архитектура биографи€ блог блоги бог боль вдохновение виртуальное общение война на украине воспоминани€ врем€ грусть деревь€ дети дневник дождь друзь€ душа женщина живопись жизнь зима интернет искусство истори€ картинки картины книги комменты кофе красота критика лиру любовь мечты мои фото море москва музыка мысли небо новый год ночь облака общение одиночество осень пам€ть патриотизм петербург печаль подборка политика поселок сокол поэзи€ поэт природа птицы путин пч разлука расставание реклама росси€ росси€ и запад росси€ и сша росси€ и украина русский €зык сайт сайты санкции сердце слова смерть смотреть снег снимки событи€ на украине советы сонет социальные сети ссылки старость стихи стихотворение судьба счастье творчество тишина фото фото цветов фотографии храм художник цветы цитаты чистка друзей чтение юмор

 -÷итатник

ƒруг - тот, кто не берЄтс€ судить (—ент-Ёкзюпери) - (0)

ƒруг ƒруг — это, прежде всего тот, кто не берЄтс€ судить. √оворю тебе, это тот, кто откр...

ѕоэт ёрий Ћевитанский (1922-1996) и его песни - (0)

Ђѕесни на стихи ёри€ Ћевитанского. У∆изнь все равно прекраснаФї ёрий ƒавыдович Ћевитанский род...

√лавна€ ценность - жизнь. ј она мчитс€, как скорый поезд... - (0)

....из всех ѕраздников самый главный — ∆изнь.     ...

¬от и мес€ц август. ћой день рождень€ в этот раз в понедельник - (0)

 алендарь на август..  од календар€:

¬се, что нужно блогеру: полезные сервисы - (0)

ѕолезные ссылки дл€ блогеров   ...

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.05.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 10671


»ван  упала - ѕраздник летнего солнцеворота

¬оскресенье, 31 ћа€ 2009 г. 12:00 + в цитатник
÷итата сообщени€ ”льмо_¬ладыка_¬од

»з участников праздника, людей знающих обр€довые правила, выбираетс€ «ур€дник», который займЄтс€ подготовкой и проведением праздника. —лавлени€ и различные обр€довые заклинани€ по ходу праздника читают: св€щенники (волхвы, жрецы и др.), ур€дник, старейшина.

— утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) дл€ всех участников праздника. ќбережные травы обычно креп€тс€ на по€се.

 (404x221, 93Kb) ѕарни загод€ срубают деревце (берЄзку, вербу, черноклЄн) высотой в полторадва человеческих роста. ≈го устанавливают на месте, выбранном дл€ проведени€ гул€ний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). ƒевушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. ƒерево в народе называют «марена» или «купала». ѕод деревце прилаживают изображение ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста.

           Ќочь накануне »вана  упалы - художник √.—емирадский

 уклу в€жут из соломы, веток, иногда леп€т из глины. «ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. ≈му следует приделать символ мужского достоинства и плодороди€ - дерев€нный гой (детородный член) внушительных размеров, окра-шенный в красный цвет. ѕеред «ярилой» на блюде или платке располагают €ства. ѕарни заготавливают дрова и складывают неподалЄку от деревца два костра. ќдин, большой (« упалец»), высотой до четырЄх ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено дерев€нное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. ¬озле этого костра и пойдЄт самое веселье. ƒругой костЄр, сложенный в виде колодца, не столь велик, до по€са мужчины. Ёто костЄр погребальный (крада), дл€ сожжени€ лика ярилы.

 

¬енки, крапива дл€ купани€ и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под берЄзкой, осв€щаютс€ водой и огнЄм присутствующими св€щеннослужител€ми (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заме-нить (ур€дник, старейшина). ќбережные травы и венки раздаютс€ всем участникам. ѕраздник начинаетс€ около четырЄх часов дн€. 
¬се выстраиваютс€ вокруг берЄзки. ѕо р€дам пускают братину - ковш с хмельным напитком. ѕосле читают любое из известных прославлений ярилы. ¬округ деревца все уча-стники завод€т хоровод, наигрывают в гудки, трещЄтки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов ярилы (обычно поют « острому»):

«¬о поле было во поле,
—то€ла берЄза.
ќна ростом высока,
Ћистом широка.
 ак под этой берЄзой
Ћежал  острома;
ќн убитый - не убитый,
ƒа убрусом покрытый.
ƒевица - красавица
  нему подходила,
”брус открывала,
¬ лице признавала:
«—пишь ли, милый  острома,
»ли чего чуешь?
“вои кони вороные
¬о поле кочуют».
ƒевица - красавица
¬одицу носила.
¬одицу носила,
ƒождичка просила:
«—оздай, Ѕоже, дожд€,
ƒождичка частого,
„тобы травоньку смочило,
ќстру косу притупило»,
 ак за речкой, за рекой
 острома сено косит,
Ѕросил свою косу
—реди покосу.»
ѕосле этих слов кто-либо из пл€шущих внутри хоровода ненароком задевает чучело ярилы и оно падает. “ут народ начинает кричать, что «ярила» умер. ’оровод останавливаетс€. ћужчины поднимают «ярилу», тормошат его, стара€сь разбудить. ƒевушки причитают:
«ќй, √осподи! ѕомер он, помер!
 акой же он был хороший!
Ќе встанет он больше!
ќй, да как же нам расставатьс€ с тобою?
» что за жизнь, коли нет теб€!
ѕриподнимись хоть на часочек!»
ѕарни поднимают «ярилу» и несут его вокруг деревца, п€т€сь задом наперЄд, девушки неутешно плачут:
«Ѕатюшка  острома, свет ярила,
Ќа кого ты нас покинул!
«акрылись твои €сны оченьки!» и т.д.

 


Ўествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут «ярилу».  остЄр зажигают и, пока изо-бражение сгорает, ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, ед€т €ства, говор€т о его возрождении по весне. ѕо другому правилу «ярилу» не сжигают, а разламывают его изображение (глин€ное) и бросают в реку; соломенные изображени€ ярилы топ€т или зарывают в поле. яства, лежавшие перед «ярилой», употребл€ют на его поминках.
ѕроводив весну, встречают красное лето. ¬се выстраиваютс€ либо полукругом возле капища, либо вокруг берЄзки. ¬олхв, встав перед Ѕогами и подн€в руки к небу, творит зачин:

«–азыдись темно,
–азгорись добро,
«асверкай светло,
яри €сное,
—олнце красное.
—тани-стань доли,
яко –од вели.
—тани-стань доли,
— неба до земли.»
(последние четыре строки произнос€тс€ трижды).
ј далее рекут:
««ашуми мор€ светлопены€,
Ўелести дубы вековечны€,
«асверкай мечи разудалы€,
–асплодис€ землица бо €ра€,
¬сполыми огню искрозарье.
ƒа творите славу преогромную,
—амому  упале —варожичу!»
¬осклицают: «√ой!»
 лич подхватываетс€ всеми. ¬олхв или обавник читает славление “риглава, каждую строку которого, вслед за волхвом, произнос€т все собравшиес€:

«¬лике “риглаве - многославе!
ƒиде-ƒубе-—нопе нашиа,
¬миньте сварожцей слав€щей,
 ие есте отроче ваше.
—вароже, кие нам дороже,
—вароже - наш великий Ѕоже.
ѕеруне, брады златоруне,
ѕеруне силе нам даруе.
¬елесе, дерзаце небесе,
¬елесе, благо дари веси.
Ѕонде над нами благости Ѕожское,
Ќоне а присно, от веку а до веку! √ой!»
¬се твор€т земной поклон. ƒалее старейшина возглашает славление “риглава из «¬елесовой  ниги»:
«—е бо €щете
ѕервие “риглаву поклон€щете
—е €хом
ј тому влику славу по€щехом
’валихом а —варога - ƒида Ѕожиа
яко ждете но е
—е роду Ѕожескому нащельнико
ј всенску –оду " студиц вещен
яко вотеце во лете од крыне сва
ј во зиме николе же не взмерзе
ј то€ воде живенце пиуще
∆ивихомси€, доконе не прейдехом
якожде све ко нему убендехом
ƒо луце гойех райстиех
ј Ѕогу ѕеруневи - громоверзецу
ј Ѕогу про а борениа орцехом
∆ивинта €вленои
ј не перестав ате вращате колие
ј кыи ны венде стезеу правоу
ƒо брание а до тризне влика
ќ вси€ павшиа
якове же идут бое, живенте вещние
ѕо полку ѕеруныу
ј Ѕогу ¬елесу славу рцехом
—е бо ста Ѕог ѕрави а яви
ј тому поема песынема
яко свет есе
ј чрезе оне вид€хом свиет
«р€щете - а яве быте
ј ты нас о Ќавие убрежешет
ј тому хвалу поемо
ѕоехом пл€сащетему
ј взывахом Ѕогу нашему
якожде ты земе суне нашиу
јзвездиадерзац
ј свет крепце!»
ѕосле твор€т прославление  упалы:
«√ой  упало красен
—тань во небе €сен
ѕапороть искр€щий
ќгнецвет купавый
¬о ночи гор€щий
 лады выпростаны
 ади выкачены
 опны жита золотого
 отлы пива хмел€ного
¬о ночи еси чудесной
 упы многи составл€тись
ѕод куполищем небесным
Ѕлаго рода совершатись
ѕовели почать купанье
«драву чисту за старанье
—лавьс€ сам  упалец
¬еликой удалец.»
 личут:
«√ой  упале —варожичу! √ой!»
∆рец от каждого собирает требу  упале (хлеб, блины, пироги, зерно, горох, печень€), кладЄт еЄ на капище, где осв€щает со словами:

«Ѕожи€ треба - свети осв€щайс€,
ќт земли до неба - свети осв€щайс€,
ќт соли да хлеба - свети осв€щайс€,
ѕребуди лепа - свети осв€щайс€!»
«атем , выбрав самый большой коровай, проходит с ним вдоль р€да.  аждый должен коснутьс€ хлеба правой рукой, загадав желание. “реба полагаетс€ в ќгонь, гор€щий на капище. “огда же, пред ликом Ѕожества, на отдельном блюде осв€щаетс€ пища, дл€ раздачи частей еЄ на пиру. ƒевушки завод€т хоровод вокруг берЄзки и поют:

« ак ходили девочки
ќколо ћареночки
ќколо  упало
—олнце заиграло...»
ѕарни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стара€сь выхватить берЄзку. “от, кому это удаЄтс€, бежит к реке, где дожидаетс€ остальных. ¬олхвы отламывают от берЄзки кусочки и раздают каждому. Ёти кусочки - плодородны. ƒеревце бросают на воду, а волхвы твор€т приговор:

«ѕлыви,  упало, за водою,
ƒа за св€тою росою...»


¬ воду кидают цветы, осв€щЄнные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купатьс€. ¬доволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираютс€ к костру -  упальцу. ¬озжигать его полагаетс€ девушке. “ут уж и начинаетс€ гул€нье. Ўум да гам стоит, в рожки да бубны, трещЄтки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хоровод€:

«ќй на св€того  упалу
ќй на св€того  упалу
“ам ласточка купалась
Ќа бережочке сушилась
 расна девица журилась
Ѕыло лето, иль не было
ћати гул€ть не пускала
«латым ключом замыкала
я ж на св€того  упалу
ƒо милого побежала...
 упало,  упало
√де ты зимовало?
Ћотов ало в лесе
«имовало в стресе
Ќа св€того  упалу
Ћетели гуси р€д по р€ду
Ќа св€того  упалу
Ќа св€того  упалу
 рикнули гуси раз по разу
Ќа св€того  упалу
Ќа св€того  упалу
ƒевки Єлки собирали
—обирали и не знали
—обирали и не знали
”  упалича пытали
 упала,  упала
„то это за зелье
„то это за зелье
—в€тое коренье?
ƒевицка€ красота
ћальчоцка€ сухота
ƒевиц умыванье
ѕарней воздыханье
 ак на св€того  упалу
—олнце €сно заиграло
јй люли люли, ай люди люли (припев)
’одил чижик по улице
ќколо ћареночки
ѕогул€ти со синицей
—обрать девок на  упалу
ƒа реб€ток на гул€нье
ј девочек венки вить
ј реб€там шапки бить
” девочек сво€ вол€
” реб€ток того боле.»

“воритс€ веселье, загадывают загадки, ход€т р€жеными, устраивают игрища: «€щер», «ручеЄк», «кон€шки». ћолодцы бои на потеху показывают. ƒевушки в сторонке кум€тс€, суженых пригл€дывают.  огда костЄр прогорит да ос€дет, начинаетс€ выбор суженых. ƒевушка хлопает парн€ по плечу и убегает, а тот бежит еЄ догон€ть. ѕоймав, ведЄт еЄ к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. ≈сли при прыжке руки не разойдутс€, то пара составилась. ј разойдутс€, то каждый ищет себе пару.  огда все пары состав€тс€, старейшина спрашивает: «¬се ли простили обиды?»


≈сли найдутс€ обиженные, суд€т прилюдно. ѕодле костра устраивают пир (каша, €йца, сало, блины, пиво - об€зательно).  аждому в руки полагаетс€ по куску осв€щЄнной еды, принесЄнной с капища. ” огн€ поют песни, говор€т сказы старины, былины и небылицы.


ѕосле, в ночи, зажигают дерев€нное колесо и кат€т его до воды. Ќа реке суженые обмениваютс€ венками, после чего каждый кладЄт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. ƒевушки поют:

«ќй на св€того
ќй на  упалу
ƒевки гадали
¬енки кидали
 идали в воду
¬ воду быструю
—кажи (ласковое название реки)
ѕро жизнь молодую
— кем наша (река)
¬ек вековати
 ого наша (река)
Ћюбым назвати
ƒолго ль € жити
ƒолго ли буду
Ќеси (река) венок
Ќе дай потонути.»


Ќа берегу зажигают огонь, пары, разойд€сь и обнажившись, купаютс€ в ночной реке, а после твор€т любовь. Ќе нашедшие пары собираютс€ при костре -  упальце, кто спать пойдЄт, кого старейшина отр€дит до утра сто€ть на страже, охран€ть праздник от ворогов. ¬олхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают вол-шебные травы (дев€сил, чертогон, „ернобыль, головна€ трава, зверобой, богородицка€ трава, велесов корень, трипутник, з€блица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). —мельчаки ищут в ночи цвет папоротника. Ќа рассвете праздник заканчиваетс€.

≈ще —имеон ѕолоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни  упалы скачет и играет Ётнографами записано много поверий о том, что в день »вана  упалы и на петров день «солнце при восходе играет, переливаетс€ всеми цветами радуги, скачет, погружаетс€ в воду и снова по€вл€етс€». ¬ купальских песн€х выражены эти же представлени€: «Ќа »вана рано соунцо играло...»; «—олнце сходить грае...».


Ќаблюдени€ за «играющим» солнцем продолжались вплоть до петрова дн€ (купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощани€ с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцесто€ни€. —уществовал обычай «караулить солнце». — вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые кресть€не шли на горку, где всю ночь гул€ли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

–убрики:  ќ праздниках и обыча€х/–елигиозные праздники
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку