-ћетки

“оска архитектура бег времени блог блоги бог боль вдохновение виртуальное общение война на украине воспоминани€ врем€ грусть деревь€ дети дневник дождь друзь€ душа женщина живопись жизнь зима искусство истори€ картинки картины книги комменты кофе красота критика лиру любовь мечты мои фото море москва музыка мысли небо новый год ночь облака общение одиночество осень пам€ть патриотизм петербург печаль подборка полезные советы политика поэзи€ поэт праздники природа птицы путин пч разлука расставание реклама росси€ росси€ и запад росси€ и сша росси€ и украина русский €зык сайт сайты санкции сердце слова смерть смотреть снег снимки событи€ на украине советы сонет социальные сети список друзей ссылки старость стихи стихотворение судьба счастье творчество тишина фото фото цветов храм художник цветы цитаты чистка друзей чтение юмор

 -÷итатник

‘риц “аулов - норвежский мастер пейзажа 19 века - (0)

’удожник Frits Thaulow (1847 – 1906). “ечЄт река √алере€ работ ‘рица “аулова &mda...

‘отопрогулка по „ерногории: море, горы и небо - (0)

„ерногори€ в фотографи€х ќстрова напротив ѕераста        &...

Ћира потихоньку пустеет и тер€ет смысл. ј жизнь продолжаетс€. - (0)

после болезни давненько € не писала, хот€, признаюсь честно особой нужды в этом не испытывала...

“ак завидую тем, у кого лишь семь лет за плечами - (2)

Ћариса ћиллер - —тихи ...

Ћини€ ангела-хранител€ - втора€ лини€ жизни - (1)

Ћини€ ангела-хранител€ на руке     Ћини€ ангела-хранител€ на руке счита...

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.05.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 11123



јлхими€ в изразцах: печи  остромского »патьевского монастыр€

¬торник, 14 »юл€ 2009 г. 22:46 + в цитатник
÷итата сообщени€ ћирцающа_€

Ќе интересуюсь особо алхимией. ћне этот материал показалс€ интересным в св€зи с толкованием образов.

¬ царских палатах  остромского »патьевского монастыр€ распологаютс€ п€ть печей, сплоши покрытых изразцами. »х можно датировать  предположительно XVII веком. Ќесколько дес€тков  кессонов представл€ют собой  целое алхимическое повествование.

—ам кессон представл€ет собой поле, центром которого €вл€етс€ двухконечна€ стрела, устремленна€ единовременно вверх и вниз. Ёта фигура, возможно, отражает главное положение герметической философии, запечатленное в «изумрудной скрижали» √ермеса “рисмегиста: «то, что вверху, подобно тому, что внизу, то, что внизу, подобно тому, что наверху, дабы свершилось чудо единого».



÷ентральное поле внутри стрелы разделено надвое. —верху лежащий барабан за подписью «непотребен без грому». —низу изображена лошадь за подписью «вол€ со страхом». ¬еро€тно, эти надписи обращены к начитанному наблюдателю xvii в. герметический смысл изображени€ таков. Ѕарабан — ѕервоматери€. √ром — вол€ алхимика, извлекающего звук из барабана. чтобы отверзнуть ѕервоматерию, необходим барабанщик, ведающий ритм, ибо ритмом все было создано. однако вол€ барабанщика должна сопр€гатьс€ со страхом божьим, ибо алхимическое делание требует смирени€. но его недостаточно. нужно «знать кобылу», то есть каббалу. иными словами, необходимо тайное знание, дабы прочесть дальнейшее.
¬енец в левом верхнем углу за подписью «прелестна€ вещь» показывает желанный исход делани€. следует помнить, что слово «прелестный» имело исключительно негативные коннотации до конца xviii в. таким образом, желающий получить корону не должен соблазн€тьс€ всем тем, что она сулит.
ѕтица в правом нижнем символизирует неуловимость и общезримость меркури€. ведь он доступен всем, надо только уметь примечать.
√риб в правом верхнем углу за подписью «скоро родис€ скоро исчез» — предупреждение труженика о сроках.
ƒвенадцатиконечна€ звезда на основе шестиконечной в левом нижнем углу за подписью «покажи нам пути сво€» говорит о непредрешенности работ алхимика на его поприще. „еловек мыслит одно, а Ѕог - другое. ’ристианский эзотеризм, причем не только в своей нравственной части, переплетаетс€ здесь с алхимическим.

____________________________________________________________________________________________________________________

—южет другого кессона еще более странный. S-образный змей, расп€тый на сухом древе. подпись гласит: «с тобою засыхаю». S —это serpenta, зме€, или, точнее, змей. Ќо в то же врем€ s — это soter, спаситель. известна традиционна€ гностическа€ концепци€, именовавша€ христа — змием. Ќапомним слова ’риста: «будьте мудры аки змии и цели €ко голубие» (ћф. ё:1б). ¬ “радиции нет однозначных символов. Ћюбой из них имеет два противоположных значени€.


¬ нижней части стрелы расположен прив€занный к сухому древу струпный пес. проказа обозначена п€тнами на его теле. сточки зрени€ алхимии этот символ указывает, что наш ‘илософский  амень «лепрозен». ѕодпись гласит: «не прикасайс€ ко мне». слова, сказанные ’ристом (ин. 20:17) по восстанию ≈го ћарье ћагдалыне (так это им€ пишетс€ по-древнерусски). Ѕыло много попыток истолковать эти загадочные слова ’риста. ¬се они представл€ютс€ нам неудовлетворительными.

¬ верхней части стрелы изображена птица, сид€ща€ на сухом камне, от которого простираютс€ ветви с набухшими почками. –ечь здесь идет о по€влении меркури€ как такового.

____________________________________________________________________________________________________________________


 орона возвещает: «посто€но исправленно». Ќаш  амень нуждаетс€ в исправлении. ќн темен и безвиден, его не признают в жизни за цар€, как не признавали за цар€ ’риста. Ћишь немногие могут опознать его, и тогда они обретут корону с двум€ перь€ми — двум€ летучими субстанци€ми. Ќо с ними не разобратьс€ без €зыка пламени, исторгаемого из короны. речь здесь, видимо, идет о тайном огне философов, благодар€ которому два легких пера могут пребывать в балансе.  амень не готов, его необходимо исправить. »справивший его, даже и не получив желанного, уже обретает корону.

____________________________________________________________________________________________________________________

—ледующий кессон с малой стрелкой повествует о перипети€х навигатора, мечущегос€ в своей посудине между сухим древом и живым цветком.


ѕаруса приспущены, что дает нам некое указание на режим работы и силу огн€, который не следует поднимать слишком высоко, дабы избегнуть участи —авиньена де —ирано Ѕержерака, чье ‘илософское яйцо взорвалось от перегрева. ¬ то же врем€ здесь представлено и знание философских весов, баланса между двум€ сущност€ми, каковые в герметике именуютс€ сульфур и меркурий.

¬низу стрелки изображено сердце с замочной скважиной, окрыленное двум€ перь€ми, над которым выситс€, суд€ по картинке, неложный венец. надпись гласит: «тебе данъ ключъ». »так, алхимику предстоит открыть сердце, также представл€ющее философский субъект. —ледует указать, что это все те же перь€ с описанной прежде пернатой короны. ћеркуриальное сердце летуче, но оно обладает возможностью быть открытым. “олько таков путь к той короне, что выситс€ сверху.

__________________________________________________________________________________________________________________________

¬ нижней части стрелки следующего кессона изображены грабли, касающиес€ земли. Ќекто сообщает нам смысл происход€щего: «собирает рассыпанное». ƒействительно, собирать рассыпанное – одна из функций этого чудесного садового инструмента.


—ледунт заметить, что алхимики сами себ€ часто величали небесными земледельцами.

Ѕиблейска€ отсылка к Ёкклезиасту здесь пон€тна.  онечно же, врем€ собирать камни и врем€ разбрасывать их. ќднако эзотерическое послание этого изразца в том,  что алхимику предстоит определенным образом собрать фракции вещества, более пригодного к дальнейшему ƒеланию с поверхности философского навоза. —уха€ и зеленеюща€ поросли указывают на работу со все теми же  двум€ веществами, которые были выделены путем разделени€ из одного источника.

—верху ползет черепаха: «помалу помалу...». “ак должен действовать и алхимик. работа его занудна, требует усерди€, внимани€, зато и награда высока.

____________________________________________________________________________________________________________________

—ледующий кессон в центре своем имеет весы в руке, выдвинувшейс€ из облака. Ќадпись гласит: «милость истинну сретост€». это парафраз из книги псалмов: «милость и истина сретостес€, правда и мир облобызастас€. истина от земли возси€, и правда с небесе приниче» (пс. 84:11-12). милость в данном случае соответствует небесному изли€нию, представленному в виде птицы, мирно поко€щейс€ в облаке.


»з клюва птицы нечто капает в одну из чаш весов. никакого сомнени€, что перед нами так называемые весы естества, образ алхимии, будораживший в самое разное врем€ самые разные умы — от адептов до естествоиспытателей-скептиков. –ечь здесь идет о соотношении сульфура и меркури€, об их пропорции.

¬ верхней части стеллы представлена рука, выдвинувша€с€ из облака и сжимающа€ некий свернутый в мешок плат. —лева от мешка -сухое дерево, справа - расцветший цветок. Ѕожественна€ рука - это вмешательство естества в ход событий ¬еликого ƒелани€, собирани€ от нижнего ровно столько, сколько необходимо дл€ его сочитани€ с вышним.

_______________________________________________________________________________________________________

¬ центре одного изразца саламандра, заглатывающа€ свой хвост и гор€ща€ в огне, не сгора€. надпись возвещает: «неропка€ верность».


Ётот традиционный сюжет всегда был призван обозначать, что конец делани€ совпадает с его началом по принципу подоби€. существо, подобное саламандре, на самом деле жертвенный агнец. это тот самый агнец, которого авраам принес в жертву вместо исаака, когда господь испытывал его веру. с алхимической точки зрени€ речь идет здесь об обработке материи. «неробка€ верность» — качество, необходимое алхимику, дабы не только опознать материю, но и привести ее к приготовлению надлежащим образом посредством огн€, не страшась ничего.
_______________________________________________________________________________________________________________

 райне левый верхний кессон боковой части печи в центре стрелы содержит изображение курицы, сид€щей на €йцах.


ѕодпись не менее безапелл€ционна: «курица», в герметике курица — весьма непростой иероглиф, отражающий в первую очередь принцип порождени€. алхимики прежних веков не раз уподобл€ли огонь дл€ варки высиживанию €иц курицей. —ледующий сюжет в центре стрелы кессона гласит: «егда одно умрет, тогда другое родитс€».

________________________________________________________________________________________________________.

 ѕосередине изразца — древо. —права от него подобное же, но меньшего размера, слева — п€ть нераспустившихс€ цветов. –ечь идет о том, что ради рождени€ одного следует умертвить другое.


¬низу кессона изображен безжалостный полет стрел, никого не щад€щий на поле брани. одна из стрел пронзает сердце. Ќадпись гласит: «ранить». —трелы посылает не кто иной, как сам бог любви, эрот.

¬ верхней же части  кессона изобрражена башн€ за подписью: "—вободно и безопасно". Ѕашн€ представл€ет собой защиту от лет€щих стрел. »ными словами, это  твердое , сульфурное начало.

==============================================================

—какой же целью было создано столь сложное символическое повествование? очевидно, здесь речь идет о пособии по великому деланию (алхимии), которое можно назвать и одновременно деланием духовным, есть легенда, что алхимик не только мог получать золото в неограниченном количестве, он также обладал способностью быть вечно юным. философский камень, полученный им в результате трансмутации элементов, при растворении в винном спирте давал то, что алхимики называли «питьевым золотом». слух о чудодейственном «питьевом золоте» распростран€лс€ по всей европе, доход€ даже и до московии. при употреблении его вовнутрь тело алхимика постепенно начинало претерпевать изменени€. „ерез некоторое врем€ происходило всецелое омолаживание организма. ходили слухи, что адепт, употребл€ющий «питьевое золото» мог жить бесконечно долго. это своего рода аллегори€ вечной жизни, достигаемой в результате духовного совершенствовани€.


¬о времена —редневековь€ не только на «ападе, но и на –уси центрами знани€ €вл€лись монастыри. ќдним из таких монастырей был и ипатьевский монастырь. мы можем предположить, что внутри него находилась нека€ особа€ духовна€ территори€, сродни папской области в италии. «а одним исключением. Ќа момент XVII в. власть –имской ÷еркви не была столь тонко могучей, как в далекой  остроме, поставл€вшей на царство нового государ€.  ак мы полагаем, мистическа€ традици€ передавалась внутри самого монашества. вс€ иероглифика монастыр€ ни в одном из своих артефактов не противоречит св€щенному ѕисанию. Ќаверн€ка здесь присутствовали и привнесенные из ¬изантии религиозные тенденции.
 

ѕо материалам статьи ќ. ‘омина " острома или кровь пеликана" ("»мпери€ духа" є 4, 2009)
 

 

–убрики:   ультура и духовность/¬ера и религи€
»— ”——“¬ќ и ƒѕ»/ƒекоративно-прикладное искусство
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку