-Метки

Тоска архитектура бег времени блог блог egowelt блог gedichte блоги бог боль вдохновение виртуальное общение война на украине воспоминания грусть деревья дети дневник дождь друзья душа женщина живопись жизнь зима искусство история картинки картины книги комменты кофе красота критика лекарства лекарственная безопасность лиру любовь мечты мои дневники мои фото море москва музыка мысли настройки небо новый год ночь облака общение одиночество осень память патриотизм петербург печаль плюсы и минусы лиры подборка поздравления полезные советы политика поселок сокол поэзия поэт природа птицы путин пч разлука расставание реклама россия россия и запад россия и сша россия и украина русский язык сайт сайты санкции сердце слова смерть смотреть снег снимки события на украине советы сонет социальные сети список друзей ссылки старость стихи стихи о бабочках стихи фета стихотворение судьба счастье творчество тишина фармрынок фото фото цветов храм художник цветы цитаты чистка друзей чтение шоколадницы юмор

 -Цитатник

Постковидный синдром и осложения на сердце - (0)

Постковидный синдром и наше сердце. Все чаще ко мне и моим коллегам - кардиологам обращаются паци...

Лариса Миллер. А пока не прибрано в душе ... - (0)

Мы поймем, года спустя, что всерьез, а что шутя...   https://c.radikal.ru/c10/2102/bc/...

Фриц Таулов - норвежский мастер пейзажа 19 века - (0)

Художник Frits Thaulow (1847 – 1906). Течёт река Галерея работ Фрица Таулова &mda...

Фотопрогулка по Черногории: море, горы и небо - (0)

Черногория в фотографиях Острова напротив Пераста        &...

Лира потихоньку пустеет и теряет смысл. А жизнь продолжается. - (0)

после болезни давненько я не писала, хотя, признаюсь честно особой нужды в этом не испытывала...

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 11217


Бисер... Бисерное искусство. История бисера

Четверг, 16 Июля 2009 г. 09:28 + в цитатник
Цитата сообщения Елена_Павловская

У средневековых книжников слово «бисер» было синонимом слова «сад» и означало собрание прекрасных, выпестованных знанием и трудом частностей —цветов в саду и бусин (перлов) в вышивке. Недаром сборник избранных мыслей, молитв и поучений древних и новых мудрецов называется «Бисер прелестный».
 (454x698, 71Kb)

Термин «бисерное искусство» в отечественной историографии возник относительно недавно — в конце 1980-х годов, хотя самому объекту исследования уже более трех тысяч лет. Все это время бисер служил не только украшением, у него множество заслуг в распространении европейской цивилизации, ведь бисер — это те самые «стеклянные бусы», за которые покупались земли Нового Света, лояльность племен в Африке и на островах Южных морей, меха Сибири. Удивительно, но факт: для автохтонного населения за Уралом, индейцев Северной Америки и аборигенов Африки бисер — продукт производства одного из самых высокотехнологичных видов промышленности — оказался более доступным, чем для простого люда надменной Европы. Народы, не имевшие никакой промышленности вообще, иногда даже не знавшие способов обработки металла, уверенно включили стеклянный бисер в свои национальные костюмы, Однако любовь «дикарей» к бисеру объясняется вовсе не их наивностью, а привлекательностью разноцветного стеклянною материала. Отдали ей дань и жители Старого Света. Однако великолепная Венеция, удерживавшая до XVI века мировую монополию в производстве бисера, предпочитала выгодно продавать его мореплавателям эпохи Великих Географических Открытий, а не обывателям старой матушки Европы, где бисер был в большой чести: им украшали церковные ткани и реликварии самых богатых католических монастырей, четки рыцарей-крестоносцев, шапочки пажей и подолы платьев дам при дворе французских королей, предметы убранства дворцов королей английских. Представителям третьего сословия европейских стран этот стеклянный материал стал доступен лишь, когда возникли значительные местные бисерные производства. Только тогда он появился в убранстве традиционных костюмов европейцев: в XVII веке — генуэзок, в XVIII — жительниц Русского Севера и Северного Поволжья, в конце XIX — крестьянок русского Черноземья. XX век сделал его доступным любому желающему в любом уголке планеты.

Тысячелетняя история бисера изобилует любопытными фактами, интригами и казусами, Одна из наиболее важных ее особенностей состоит в том, что мастера-художники по всему миру и во все времена работали по преимуществу с привозным стеклянным материалом. Поэтому английское, индейское или русское бисерное изделие может быть создано из итальянского, французского или богемского материала.
Конечно, на российском антикварном рынке вряд ли можно встретить древнеегипетский «ускх» или же английское плетеное из проволоки с бисером барочное панно. Но еще не редки изделия из бисера русской работы периода наивысшего развития этого искусства, получившего название «Золотой век русского бисера», который совпал с Золотым веком русской культуры, с триумфом культурного феномена русской дворянской усадьбы. Этот период не имеет жестких границ, его принято определять концом XVIII — первой половиной XIX века, то есть временем правления императоров Павла I, Александра 1 и Николая I. Это время дало наибольшее количество памятников из бисера, предоставило наиболее широкий их ассортимент, максимально полно отразило возможности использования разнообразнейших техник создания «бисерных мозаик». Возраст самых крупных собраний бисера измеряется столетиями, их состав — тысячами предметов, но перспективы формирования новых бисерных коллекций еще вполне и вполне оптимистичны.
В связи с этим встает вопрос: «По каким критериям оцениваются изделия из бисера?» Решается он в антикварной торговле стихийно, но некоторую устойчивую тенденцию все же можно проследить. И покупатель, и продавец склонны обращать внимание на такие легко опознаваемые признаки предмета, как его типология (и типичность), особенности декора и иконографии («картинки» привлекают обычно больше, чем «цветы» или геометрические мотивы), размер, качество основного и вспомогательного материалов, Естественно, имеет значение и сохранность предмета, При внимательном взгляде на предмет можно ответить на вопрос: «Нравится? Не нравится?» Однако вполне понятно желание покупателя выйти за рамки субъективной оценки. Он видит и форму предмета, и рисунок на нем, и утраты, но хотел бы понять, как правильно эти очевидности оценить. Например, достоинство ли предмета, что он обычный по форме, украшен узнаваемой декоративной композицией и что на нем не заметно утрат бисера и обрыва нитей? А может быть, именно это понижает цену предмета, и следует отдать предпочтение другим
Вышедшие в последние два десятилетия богато иллюстрированные книги и журнальные публикации представили образцы наиболее распространенных сюжетов бисерных работ и их традиционный ассортимент. Знатоки не упустили и череду монографических бисерных выставок крупнейших музейных собраний, прошедших в те же годы. Экспонировались и некоторые частные коллекции, Так что у начинающего собирателя достаточно доступной информации, на которую он может опереться в своих поисках. Уже первое визуальное знакомство с бисером привлекло к нему внимание многих, о чем свидетельствуют и успешная продажа альбомов, и записи в книгах отзывов выставок, и беспардонное использование авторских материалов в популярных изданиях. Следует признать, что на рубеже XX — XXI веков русский бисер переживает третью молодость, а две первые совпали с рубежами предыдущих столетий и внесли свой вклад во всплеск отечественной культуры Золотого и Серебряного веков.
Работу с бисером, независимо от выбранной техники, в прежние времена называли «мозаикой». И действительно, принцип создания изображения из бисерного набора схож с классической римской мозаикой. Стилистически подавляющая масса сохранившихся памятников русского бисера конца XVIII—первой четверти XIX века принадлежит к классицизму независимо от избранной техники работы с материалом. Суть одна: бусины выкладываются строго параллельными рядами, при этом вертикальные и горизонтальные ряды пресекаются под прямым углом. Это правило соблюдается и тогда, когда бисерный набор сплошь покрывает декорируемую поверхность, и тогда, когда бисер образует лишь фигурное, декоративное вкрапление на ней. Лишь в одном случае этот формальный признак оказывается нарушенным — при вязании цилиндрических обойм, где, следуя «закону трикотажа», рисунок смещается по спирали. Однако он все равно присутствует, ведь при работе петли набираются по тому же правилу, а искажается ритм изображения в уже готовом полотне. Незначительное искажение рисунка набора происходит и при вышивании по холсту, когда каждая бусина прикрепляется отдельным стежком, а нить перехлестывает переплетение холста но диагонали. В обоих случаях ритмичность работы остается строгой, только бусины размещаются не в квадратных модулях, а в ромбических.
В изделиях 1830—1840-х годов наряду с признаками классицизма можно обнаружить и влияния эпохи историзма, главным образом в вышивках. В них вновь возвращается прием шитья «в прикреп» свободно выложенными низками бисера. Это происходило, видимо, потому, что человеческая жизнь дольше времени господства стилей в искусстве, а навыки молодости не угасают и в старости, и многие «вдовы александровских генералов» продолжали создавать бисерные подарки близким с помощью тех приемов, которые освоили юными девушками. Так же и модные дамы павловского царствования усердно вышивали новомодным бисером, используя приемы, каким были обучены в родительских домах в годы, когда в России правили императрицы. Другими словами, поскольку бисерное искусство того времени было исключительно приватным занятием, его подверженность стилистическим переменам эпохи может обнаружиться лишь на значительном массиве памятников, но всегда следует быть готовым обнаружить среди них «неправильные».
Что же касается оценки качества исполнения, то и современники этих изделий, и нынешние их собиратели больше ценят чистоту работы, чем технику. При этом милые неправильности дилетантского творчества (длинные перекрестья ниток на изнанке, узлы и другие, не видимые счастливому получателю бисерного сувенира огрехи рукоделия) обычно не понижают декоративные достоинства изделия. Все-таки, штучность, уникальность — главная «приманка» для обладателя, каким бы по счету владельцем он ни был. Идеальная по исполнению «монастырская работа» оказывается менее соблазнительной, чем неопрятно выглядящая с изнанки вещица. Ведь она — воплощение чувств, которым иногда дозволено быть небрежными, спонтанными; она — овеществленное свидетельство приватного общения читателей сентиментальных романов.
Далее следует обратить внимание на используемый материал, на сам бисер. Как правило, под бисером понимают исключительно стеклянный товар. Но бисер — не синоним стекла, во всяком случае, не всегда. Бисер изготавливался из самых разных материалов — керамики, камня, металла, раковин и даже риса! Лишь мелкий речной жемчуг, столь схожий со многими сортами бисера и внешне, и по приемам работы, и по сфере применения, никогда не смешивается специалистами с бисером. Возможно, дело в том, что между ними есть принципиальная разница: бисер — это чудо рукотворное, а жемчуг — чудо природы. И в языке эти понятия разграничены и никогда не смешиваются.
...Продолжение статьи в следующем посте.

Ольга МОЛЧАНОВА (старший научный сотрудник отдела металлов и синтетических материалов Государственного Исторического музея)
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Рубрики:  Культура и духовность/История и историки
ИСКУССТВО и ДПИ/Декоративно-прикладное искусство
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку