-÷итатник

Ќародный конкурс чтецов в век, когда читать немодно - (0)

Ћюбовь к чтению, спортивный азарт и артистизм Ћет дес€ть тому назад состо€лс€ первый росс...

—тихи »осифа Ѕродского про самоизол€цию и коронавирус - (0)

—тихотворение Ѕродского, в котором сегодн€ легко обнаружить новые смыслы Ќе выходи из комна...

ё.¬ихарева. ƒуша расхандрилась... (—тихи о ранимой душе) - (1)

ёли€ ¬ихарева. ƒуша расхандрилась.....   https://a.radikal.ru/a19/2001/f...

”никальный бисерный иконостас в “ернопольской области - (1)

”никальный вышитый бисером иконостас в церкви на “ернопольщине   ѕочти полтор...

√рустные стихи Ѕунина. Ќастанет день - исчезну € ... - (1)

»ван Ѕунин "Ќастанет день - исчезну €..."      &nbs...

 -ћетки

“оска архитектура блог блоги бог боль вдохновение виртуальное общение война на украине воспоминани€ врем€ грусть деревь€ дети дневник дождь друзь€ душа женщина живопись жизнь зима интернет искусство истори€ картинки картины книги комменты кофе красота критика лиру любовь мечты мои фото море москва музыка мысли небо новый год ночь облака общение одиночество осень пам€ть патриотизм петербург печаль подборка полезные советы политика поэзи€ поэт праздники природа птицы путин пч разлука расставание реклама росси€ росси€ и запад росси€ и сша росси€ и украина русский €зык сайт сайты санкции сердце слова смерть смотреть снег снимки событи€ на украине советы сонет социальные сети список друзей ссылки старость стихи стихотворение судьба счастье творчество тишина фото фото цветов храм художник цветы цитаты чистка друзей чтение юмор

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.05.2009
«аписей: 3212
 омментариев: 6263
Ќаписано: 10962



”ровень жизни народа в допетровской –уси и –усской »мперии

—уббота, 21 ƒекабр€ 2013 г. 23:11 + в цитатник
÷итата сообщени€ SPACELilium ћиф о вековечной бедности простого русского народа

 

ћиф о вековечной бедности простого русского народа

¬есьма распространено мнение, что простой народ в –оссии всегда жил т€жело, посто€нно голодал, и терпел вс€ческие притеснени€ от бо€р и помещиков. ќднако, так ли было на самом деле?  онечно, в силу объективных причин, у нас сейчас почти нет статистических данных по дореволюционной –оссии, как-то ¬¬ѕ на душу населени€, стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум и т.д.

¬ качестве материала дл€ данной статьи мы будем использовать цитаты из воспоминаний иностранцев об их посещении –оссии в разное врем€. ќни тем более дл€ нас ценны, так как иностранцам нет нужды заниматьс€ приукрашением действительности чужой дл€ них страны.

»нтересные записки оставил ёрий  рижанич, хорватский богослов и философ, в 1659 году прибывший в –оссию. ¬ 1661 он был отправлен в ссылку в “обольск — его воззрени€ на единую, независимую от земных споров церковь ’ристову были неприемлемы как дл€ защитников православи€, так и дл€ католиков. ¬ ссылке он провел 16 лет, где написал трактат «–азговоры о владетельстве», также известный как "ѕолитика", в котором тщательно проанализировал экономическое и политическое положение –оссии. 
Ћюди даже низшего сослови€ подбивают собол€ми целые шапки и целые шубы..., а что можно выдумать нелепее того, что даже черные люди и кресть€не нос€т рубахи, шитые золотом и жемчугом?... Ўапки, однор€дки и воротники украшают нашивками и твезами, шариками, зав€зками, шнурами из жемчуга, золота и шелка…

—ледовало бы запретить простым люд€м употребл€ть шелк, золотую пр€жу и дорогие алые ткани, чтобы бо€рское сословие отличалось от простых людей. »бо никуда не гоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным бо€рином... “акого безобрази€ нет нигде в ≈вропе. Ќаигоршие черные люди нос€т шелковые плать€. »х жен не отличить от первейших бо€рынь.
Ќеобходимо отметить, что только в 20 веке мир пришЄл к тому, что фасон одежды перестал определ€ть достаток человека. ѕиджаки нос€т и министры, и профессора, а джинсы может надеть как миллиардер, так и простой рабочий.

ј вот что пишет  рижанич про еду: «–усска€ земл€ по сравнению с ѕольской, Ћитовской и Ўведской земл€ми и Ѕелой –усью гораздо плодороднее и урожайнее. –астут на –уси большие и хорошие огородные овощи, капуста, редька, свекла, лук, репа и иное. »ндейские и домашние куры и €йца в ћоскве крупнее и вкуснее, нежели в упом€нутых выше странах. ’леб, действительно, на –уси сельские и прочие простые люди ед€т намного лучший и больше, нежели в Ћитве, в ѕольской да Ўведской земл€х. –ыба также добываетс€ в изобилии.» ј вот каким было, по данным ¬. лючевского, в 1630 году, типичное малоземельное (засевавшее поле размером в одну дес€тину, то есть 1.09 га ) кресть€нское хоз€йство ћуромского уезда: «3-4 уль€ пчел, 2-3 лошади с жереб€тами, 1-3 коровы с подтелками, 3-6 овец, 3-4 свиньи и в клет€х 6-10 четвертей (1,26-2,1 куб.м) вс€кого хлеба».

ћногие иностранные путешественники отмечают дешевизну продуктов в –оссии. ¬от что пишет јдам ќлеарий, который, будучи секретарЄм посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом ‘ридрихом III к персидскому шаху, побывал в –оссии в 1634 и 1636-1639 гг. «¬ообще по всей –оссии, вследствие плодородной почвы, провиант очень дешев, 2 копейки за курицу, 9 €иц получали мы за копейку.» ј вот друга€ цитата из него же: «“ак как пернатой дичи у них имеетс€ громадное количество, то ее не считают такой редкостью и не цен€т так, как у нас: глухарей, тетеревов и р€бчиков разных пород, диких гусей и уток можно получать у кресть€н за небольшую сумму денег».

–усска€ земл€

ѕерси€нин ќрудж-бек Ѕа€т (”рух-бек), который в конце 16 века был в составе персидского посольства в »спанию, где обратилс€ в христианство и стал именоватьс€ ƒон ’уан ѕерсидский, даЄт аналогичные свидетельства относительно дешевизны еды в –оссии: «ћы пробыли в городе[ азани] восемь дней, причем нас так обильно угощали, что кушань€ приходилось выбрасывать за окно. ¬ этой стране нет бедн€ков, потому что съестные припасы столь дешевы, что люди выход€т на дорогу отыскивать, кому бы их отдать».


ј вот что пишет венецианский торговец и дипломат Ѕарбаро »осафат, в 1479 году побывавший в ћоскве: «»зобилие хлеба и м€са здесь так велико, что гов€дину продают не на вес, а по глазомеру. «а один марк вы можете получить 4 фунта м€са, 70 куриц сто€т червонец, и гусь не более 3 марок. «имою привоз€т в ћоскву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук». —екретарь австрийского посла в –оссии √вариента »оанн  орб, бывший в –оссии в 1699 году, также отмечает дешевизну м€са: « уропатки, утки и другие дикие птицы, которые составл€ют предмет удовольстви€ дл€ многих народов и очень дороги у них, продаютс€ здесь за небольшую цену, например, можно купить куропатку за две или за три копейки, да и прочие породы птиц приобретаютс€ не за большую сумму». —оотечественник  орба, јдольф Ћизек, состо€вший секретарем при австрийских послах, бывших в ћоскве в 1675-м году, и вовсе отмечает, что «птиц так много, что жаворонков, скворцов и дроздов не ед€т».

¬ том же 17-веке в √ермании проблему с м€сом решали по-другому. “ам за врем€ “ридцатилетней войны(1618–1648) было уничтожено около сорока процентов населени€. ¬ результате дело дошло до того, что в √анновере власти официально разрешили торговлю м€сом людей, умерших от голода, а в некоторых област€х √ермании (христианской, между прочим, страны) было разрешено многоженство дл€ восполнени€ людских потерь.

ќднако, всЄ вышеописанное относитс€ к периоду до 18 века, т.е. ћосковского царства. ѕосмотрим, что было в период –оссийской империи. »нтересны записки Ўарл€-∆ильбера –омма, активного участника ¬еликой французской революции. — 1779 по 1786 год он жил в –оссии, в —анкт-ѕетербурге, где работал учителем и воспитателем графа ѕавла јлександровича —троганова. —овершил три путешестви€ по –оссии. ¬от что он писал в 1781 году в своЄм письме √. ƒюбрЄлю: (к сожалению, он не уточн€ет, о кресть€нах какой именно области идЄт речь).

« ресть€нин считаетс€ рабом, поскольку господин может его продать, обмен€ть по своему усмотрению, но в целом их рабство предпочтительнее той свободы, коей пользуютс€ наши земледельцы. «десь каждый имеет земли больше, чем может обработать. –усский кресть€нин, далекий от городской жизни, трудолюбив, весьма смекалист, гостеприимен, человечен и, как правило, живет в достатке.  огда он завершит заготовку на зиму всего необходимого дл€ себ€ и своей скотины, он предаетс€ отдыху в избе (isba), если не приписан к какой-либо фабрике, каковых в этой области много, благодар€ богатым рудникам, или если не отправл€етс€ в путешествие по своим делам или по делам господина. ≈сли бы здесь были лучше известны ремесла, у кресть€н было бы меньше времени дл€ досуга в тот период, когда они не зан€ты сельским трудом. » господин, и раб получили бы себе от этого пользу, но ни те, ни другие не умеют рассчитывать свою выгоду, поскольку еще не достаточно прочувствовали необходимость ремесел. «десь царит простота нравов и довольный вид никогда бы не покидал людей, если бы мелкие чинуши или крупные собственники не про€вл€ли жадности и рвачества. ћалочисленное население области во многом €вл€етс€ причиной изобили€ всего, что необходимо дл€ жизни. ѕродовольствие стоит так дешево, что, получа€ два луидора, кресть€нин живет весьма зажиточно».

–усский кресть€нин

ќбратим внимание, что о том, русское «рабство» кресть€н более предпочтительным, чем «свобода» французских пишет не кто-нибудь, а будущий активный участник ¬еликой ‘ранцузской революции, прошедшей под лозунгом «—вобода, равенство и братство». “о есть у нас нет причин подозревать его в необъективности и пропаганде крепостного права.

¬от что он писал в одном из своих писем по поводу положени€ французских кресть€н ещЄ до своего отъезда в –оссию: 
ѕовсюду, мой дорогой друг, и у стен ¬ерсал€, и за сто лье от него с кресть€нами обращаютс€ столь варварски, что это переворачивает всю душу чувствительному человеку. ћожно даже сказать с полным на то основанием, что здесь их тиран€т больше, чем в отдаленных провинци€х. —читаетс€, что присутствие сеньора должно способствовать уменьшению их бедствий, что, увидев их несчасть€, эти господа должны постаратьс€ помочь с теми справитьс€. “аково мнение всех, у кого благородное сердце, но не придворных. ќни ищут развлечени€ в охоте с таким пылом, что готовы пожертвовать дл€ этого всем на свете. ¬се окрестности ѕарижа превращены в охотничьи заповедники, из-за чего несчастным [кресть€нам] запрещаетс€ выпалывать на своих пол€х сорн€ки, которые душат их хлеб. »м разве что разрешено бодрствовать ночи напролет, выгон€€ из своих виноградников разор€ющих их оленей, но не дозволено ударить никого из этих оленей. –аботник, согбенный в рабской покорности, часто понапрасну тратит свое врем€ и умение, служа напудренным и вызолоченным идолам, которые безжалостно гон€т его, если только он вздумает попросить плату за свой труд. 
–ечь идЄт как раз про тех самых «свободных» французских кресть€н, «свобода» которых, по мнению –омма, хуже «рабства» русских крепостных.

ј. —. ѕушкин, обладавший глубоким умом и хорошо знавший русскую деревню, отмечал: «‘онвизин в конце XVIII в. путешествовавший по ‘ранции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского кресть€нина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. ¬ерю… ѕовинности вообще не т€гостны. ѕодушна€ платитс€ миром; барщина определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости ћосквы и ѕетербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев)… »меть корову везде в ≈вропе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности».

ѕоложение русского крепостного кресть€нства было лучше не только французского, но и ирландского. ¬от что писал в 1824 г. английский капитан ƒжон  окрейн. «Ѕезо вс€ких колебаний... говорю €, что положение здешнего кресть€нства куда лучше состо€ни€ этого класса в »рландии. ¬ –оссии изобилие продуктов, они хороши и дешевы, а в »рландии их недостаток, они скверны и дороги, и лучша€ их часть вывозитс€ из второй страны, между тем как местные преп€тстви€ в первой привод€т к тому, что они не сто€т такого расхода. «десь в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатые дома, огромные стада разбросаны по необъ€тным пастбищам, и целый лес дров можно приобрести за гроши. –усский кресть€нин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью, особенно в деревн€х, расположенных между столицами». Ќапомним, что в 1741 г. голод унес в могилу одну п€тую часть населени€ »рландии — около 500 тыс. человек. ¬о врем€ голода 1845-1849 гг. в »рландии погибло от 500 тыс. до 1,5 млн. человек. «начительно увеличилась эмиграци€ (с 1846 по 1851 выехали 1,5 млн. чел.). ¬ итоге, в 1841—1851 гг. население »рландии сократилось на 30%. ¬ дальнейшем »рланди€ также быстро тер€ла население: если в 1841 г. численность населени€ составл€ла 8 млн 178 тыс. человек, то в 1901 г. — всего 4 млн 459 тыс.

ќтдельно хотелось бы осветить жилищный вопрос:

«“е, чьи дома погибли от пожара, легко могут обзавестись новыми домами: за Ѕелой стеной на особом рынке стоит много домов, частью сложенных, частью разобранных. »х можно купить и задешево доставить на место и сложить», — јдам ќлеарий.

«ѕодле —кородума простираетс€ обширнейша€ площадь, на которой продаетс€ неверо€тное количество вс€кого леса: балок, досок, даже мостов и башен, срубленных уже и отделанных домов, которые без вс€кого затруднени€ после покупки и разборки их перевоз€тс€ куда угодно», — яков –ейтенфельс, курл€ндский двор€нин, пребывал в ћоскве с 1670 по 1673 год.

«–ынок этот находитс€ на большой площади и представл€ет собой целую массу готовых дерев€нных домов самого разнообразного вида. ѕокупатель, €вл€€сь на рынок, объ€вл€ет, сколько хочет иметь комнат, присматриваетс€ к лесу и платит деньги. —о стороны покажетс€ неверо€тным, каким образом можно купить дом, перевезти и поставить его в одну неделю, но не следует забывать, что здесь дома продаютс€ совершенно готовыми срубами, так что ничего не стоит перевезти их и собрать вновь», — писал ”иль€м  окс, английский путешественник и историк, дважды посетил –оссию (в 1778-м и 1785 гг.). ƒругой английский путешественник, –оберт Ѕремнер, в своей книге «Ёкскурсии по –оссии», изданной в 1839 г., писал, что «≈сть области Ўотландии, где народ ютитс€ в домах, которые русский кресть€нин сочтЄт негодными дл€ своей скотины».

ј вот что писал русский путешественник и учЄный ¬ладимир јрсеньев про жилище кресть€нина в своей книге «ѕо ”ссурийскому краю», в основу которой легли событи€ его экспедиции по уссурийской тайге в 1906 году: 
¬нутри избы были две комнаты. ¬ одной из них находились больша€ русска€ печь и около нее разные полки с посудой, закрытые занавесками, и начищенный медный рукомойник. ¬доль стен сто€ли две длинные скамьи; в углу дерев€нный стол, покрытый белой скатертью, а над столом божница со старинными образами, изображающими св€тых с большими головами, темными лицами и тонкими длинными руками.
..
ƒруга€ комната была просторнее. “ут у стены сто€ла больша€ кровать, завешенна€ ситцевым пологом. ѕод окнами оп€ть т€нулись скамьи. ¬ углу, так же как и в первой комнате, сто€л стол, покрытый самодельной скатертью. ¬ простенке между окнами висели часы, а р€дом с ними полка с большими старинными книгами в кожаных переплетах. ¬ другом углу сто€ла ручна€ машина «ингера, около дверей на гвозде висела малокалиберна€ винтовка ћаузера и бинокль ÷ейса. ¬о всем доме полы были чисто вымыты, потолки хорошо выструганы, стены как следует проконопачены. 
»з всего вышеперечисленного видно, что, по свидетельству самих иностранцев, которые могли сравнивать быт простого народа как в –оссии, так и в своих странах, и которым нет надобности приукрашивать российскую действительность, во врем€ допетровской –уси, и во врем€ –оссийской империи простой народ жил в целом не беднее, а зачастую и богаче, чем другие народы ≈вропы.

Ћитература:
1. «–осси€ — это сама жизнь. «аметки иностранцев о –оссии с XIV по XX век»
»здательство —ретенского монастыр€, 2004 г.
2. ј. √ор€нин. ћифы о –оссии и дух нации, ћ., Pentagraphic, 2002
3. ¬. ћединский. ќ русском пь€нстве, лени и жестокости. ћ. ќлма, 2008
4. ј.¬. „удинов ќ путешествии ∆ильбера –омма в «—ибирь» (1781 г.): гипотезы и факты
5. –ичард ѕайпс. –осси€ при старом режиме.
6. ¬. .јрсеньев. ѕо ”ссурийскому краю. ƒерсу ”зала. ћ., ѕравда, 1983.

ƒаниил »ванов

–убрики:   ультура и духовность/»стори€ и историки
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку