-Цитатник

Постковидный синдром и осложения на сердце - (0)

Постковидный синдром и наше сердце. Все чаще ко мне и моим коллегам - кардиологам обращаются паци...

Лариса Миллер. А пока не прибрано в душе ... - (0)

Мы поймем, года спустя, что всерьез, а что шутя...   https://c.radikal.ru/c10/2102/bc/...

Фриц Таулов - норвежский мастер пейзажа 19 века - (0)

Художник Frits Thaulow (1847 – 1906). Течёт река Галерея работ Фрица Таулова &mda...

Фотопрогулка по Черногории: море, горы и небо - (0)

Черногория в фотографиях Острова напротив Пераста        &...

Лира потихоньку пустеет и теряет смысл. А жизнь продолжается. - (0)

после болезни давненько я не писала, хотя, признаюсь честно особой нужды в этом не испытывала...

 -Метки

Тоска архитектура бег времени блог блог egowelt блог gedichte блоги бог боль вдохновение виртуальное общение война на украине воспоминания грусть деревья дети дневник дождь друзья душа женщина живопись жизнь зима искусство история картинки картины книги комменты кофе красота критика лекарства лекарственная безопасность лиру любовь мечты мои дневники мои фото море москва музыка мысли настройки небо новый год ночь облака общение одиночество осень память патриотизм петербург печаль плюсы и минусы лиры подборка поздравления полезные советы политика поселок сокол поэзия поэт природа птицы путин пч разлука расставание реклама россия россия и запад россия и сша россия и украина русский язык сайт сайты санкции сердце слова смерть смотреть снег снимки события на украине советы сонет социальные сети список друзей ссылки старость стихи стихи о бабочках стихи фета стихотворение судьба счастье творчество тишина фармрынок фото фото цветов храм художник цветы цитаты чистка друзей чтение шоколадницы юмор

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.05.2009
Записей: 3281
Комментариев: 6429
Написано: 11220


Чем грозит России и ее гражданам новый железный занавес ?

Пятница, 27 Июня 2014 г. 08:16 + в цитатник

Как будет выживать Россия под санкциями Запада

         Виктор Дятликович «Русский репортер» №24 (352) 26 июня 2014, 00:00

Петр Порошенко запретил украинским предприятиям любое сотрудничество с Россией в сфере ВПК. А ведь по некоторым позициям наш военно-промышленный комплекс вполне себе зависит от украинских поставок. Значит, мы станет свидетелями эксперимента по экстренному преодолению зависимости от импорта в одной отдельно взятой отрасли. Этакое подобие железного занавеса в миниатюре.

По итогам эксперимента мы поймем, готова ли хотя бы одна наша отрасль существовать на полном самообеспечении и сколько времени требуется, чтобы слезть с импортной иглы. Пользуясь случаем, «РР» решил разобраться, а что же будет, если подобный занавес в виде жестких санкций упадет на всю российскую экономику. Способна ли российская промышленность обеспечить страну всем необходимым, если страна окажется в полной изоляции?

    

Конечно, стоит оговориться, что ситуация, которую мы моделируем, слегка утопична. Нет такого железного занавеса, в котором не было бы щелей, калиток и контрольно-пропускных пунктов. Даже страны-изгои вроде КНДР, не говоря уже об Иране, не отрезаны полностью от остального мира, имеют возможность ввозить сырье, товары и технологии. Кроме того, мы прекрасно понимаем, что если импорт товаров двойного назначения действительно под угрозой, то вряд ли кто-то запретит поставлять в Россию корейские смартфоны, японские телевизоры, немецкие томографы или эквадорские бананы.

Мы разбили основные отрасли промышленности на три группы, ориентируясь на следующие параметры: степень зависимости от импорта, способность быстро и безболезненно эту зависимость преодолеть, наличие технологий, знаний и кадрового потенциала, позволяющих совершить этот шаг.            

Группа 1. Благополучные Отрасли
Военно-промышленный комплекс, строительство, металлургия.

Признаки группы Минимальная зависимость от импорта. Страна обладает собственной сырьевой и технологической базой для полноценного развития этих видов промышленности, в том числе — в случае необходимости — для быстрого и полного импортозамещения без серьезных потерь в качестве продукции. С чем будет плохо за железным занавесом первое время — с двигателями для вертолетов, компонентами для производства беспилотных летательных аппаратов. Резко замедлятся программы создания беспилотных летательных аппаратов. В строительстве придется отказаться от дизайнерских изысков с использованием высокотехнологичных импортных материалов.

Весь импорт продукции военного назначения — это не более 300 млн долларов в год.

В украинской «игле», на которой мы сидели все постсоветские десятилетия, — питательный коктейль из двигателей для боевых и гражданских вертолетов, учебно-боевых самолетов Як-130, некоторых видов крылатых ракет, газотурбинных двигателей для боевых кораблей, оптических головок самонаведения ракет.

Согласно контракту, запорожский «Мотор Сич» в год поставляет свыше 600 двигателей для всей линейки, выпускаемой холдингом «Вертолеты России». О локализации сборки двигателей в России задумались давно, но при наличии миллиардного контракта с «Мотор Сич», шевелились медленно.

Примерно такая же ситуация с двигателями для боевых кораблей. Их производство, скорее всего, наладят на базе НПО «Сатурн» в Рыбинске. Тем не менее в ближайшие годы флот недополучит как минимум шесть фрегатов, запланированных по гособоронзаказу.

Ломка продлится несколько лет, но в итоге с украинской импортной иглы мы слезем.

Строим сами

Довольно неплохая ситуация и в строительстве. На полное самообеспечение стройматериалами Россия может перейти хоть завтра. Цемент, бетон, кирпич, арматура — доля их импорта и так минимальна. Например, цемента в год мы производим больше шестидесяти миллионов тонн, а импортируем меньше четырех. И причина не в слабости российских заводов, а в демпинге иностранных производителей цемента и неравномерном распределении производств по территории страны. Но при необходимости от импорта можно будет отказаться полностью.

Есть сегменты, где российское производство вытеснило импорт, — например, теплоизоляционные материалы и пластиковые окна. И хотя большая часть этой продукции выпускается под западными брендами, производство их максимально локализовано.

Чуть хуже ситуация с отделочными материалами. Тенденция здесь такая: доля импорта тем выше, чем более высокотехнологичным является материал.

Группа 2. Преодолимые трудности
Космос, сельское хозяйство, электроника, IT, машиностроение, химия и нефтепереработка.

Признаки группы Существенная, но не критичная зависимость от импорта. Теоретическая возможность в среднесрочной перспективе заменить импортную продукцию по большинству позиций. Однако это требует значительных инвестиций и времени, а конечная продукция нередко будет уступать импортным аналогам по цене и качеству.

С чем будет плохо за железным занавесом

Придется забыть о недорогих телевизорах, смартфонах, прочей электронике и бытовой технике. Заменить современные спутники связи гражданского назначения на аппараты предыдущих поколений. Потеряют конкурентоспособность на мировом рынке проекты, реализуемые на основе широкой международной кооперации, такие как самолет SSJ-100.

Имея на руках 500–600 тысяч рублей, нельзя будет выбирать между десятью новыми автомобилями приличного качества. Мы будем есть меньше говядины и фруктов — что поделаешь, апельсины в России не растут.

Самое узкое место ракетно-космической промышленности — электроника.

Доля импортной электронной компонентной базы, установленной на отечественных ракетах-носителях, и в особенности на космических аппаратах различного назначения, — 65–70%.

А вот о современных космических аппаратах связи гражданского назначения придется, судя по всему, забыть. Ключевую начинку для них делают именно зарубежные поставщики, варьируется лишь общий подход: то иностранцы сдают бортовой радиокомплекс под ключ, то поставляют компоненты для сборки, то космический аппарат целиком. Таким образом, в случае реализации крайнего сценария нам придется — как минимум в первое время — вернуться к производству космических аппаратов связи, отвечающих мировому уровню десяти-пятнадцатилетней давности.

Впрочем, производители электроники не склонны настолько драматизировать ситуацию. Импортная компонентная база выигрывает конкуренцию за счет цены, но это не значит, что мы не можем производить того же, говорят они.

— Проблемы технологической зависимости от импорта в электронной промышленности не существует, — уверяет «РР» генеральный директор холдинга «Российская электроника» (входит в корпорацию Ростех) Андрей Зверев. — Россия сама является держателем многих ключевых технологий. Мы можем производить все что угодно как для рядового потребителя, так и для военных и космической отрасли. Вопрос лишь в том, сколько это будет стоить. Многие микросхемы ты можешь использовать и в военной радиостанции, и в смартфоне — разницы никакой нет.

И даже если в Россию совсем перестанут экспортировать бытовую электронику, средняя домохозяйка не останется без смартфона и «Давай поженимся» на экране телевизора. Только стоить это удовольствие будет значительно дороже.

Но и это не все. Жизнь за железным занавесом предполагает собственное обеспечение ресурсами.

С газом и нефтью у нас проблем не будет. А ту же электронику и другие высокотехнологичные товары не сделаешь помимо прочего без редкоземельных материалов. Пусть и в мизерных количествах, но они присутствуют во всех планшетах, смартфонах, энергосберегающих лампочках, атомной технике, деталях для самолетов и так далее по очень большому списку. Для России, в недрах которой сосредоточена пятая часть мировых запасов редкоземельных металлов, это вроде бы не проблема. Только вот 95–97% всего рынка таких металлов удерживает Китай, а отрасль, существовавшая в СССР, развалена и восстанавливать ее надо практически с нуля.

Дело в том, что редкоземельных металлов у нас много, но их концентрация в руде очень низкая — не больше 1%. В Китае этот показатель в несколько раз выше. Добывать металлы при такой концентрации сложно и дорого, спроса со стороны низкотехнологичной промышленности России практически не было, вот отрасль и развалилась: большинство месторождений заброшено, ни одного перерабатывающего предприятия нет.

Ситуация, когда одно мы делать умеем, а другое можем только импортировать, характерна для многих отраслей. Взять сельское хозяйство. Мы уже полностью обеспечиваем себя пшеницей, курятиной, но с молоком и говядиной огромные проблемы. Что поделаешь, если российские буренки не хотят давать больше 4,5 тыс. литров в год против 9 у американских. С говядиной мы пытаемся исправить ситуацию, но племенных коров для увеличения стада завозим из-за рубежа — Австралии и США. То есть опустившийся занавес ухудшит наше положение.

Зависимость от импорта овощей — картофеля, капусты, кукурузы — вроде не так уж значительна. Но и тут свои подводные камни: мы импортируем прежде всего не конечный продукт, а семена. При этом порядка 70% семенного картофеля завозим из-за рубежа. На рынке сахарной свеклы отечественных семян 5–7%. Слова «габитус», «архитектоника листового аппарата и корнеплода» известны немногим, да и не нужно вдаваться в такие подробности. Достаточно знать, что у заморской сахарной свеклы все это лучше, чем у российской, а значит, и урожай в полтора-два раза выше. То же самое касается гибридов кукурузы, рапса, других сельскохозяйственных культур.

Урожай надо чем-то собирать. И если комбайнами «Ростсельмаш» страну в случае необходимости с горем пополам обеспечит, то импортных тракторов на наших полях четыре из пяти. Да и комбайны не совсем российские.

— Как делать машины, трактора, бульдозеры, комбайны и электрички, мы знаем, но конкуренцию импорту пока проигрываем: заграничных бульдозеров на российских стройках 70%, экскаваторов 85%, строительных погрузчиков 96%, в поставках горношахтного и нефтегазового оборудования импорта 70%. А у того, что мы производим, уровень локализации пока недостаточный.

К чему в случае закрытия границ приведет излишняя зависимость от импортных комплектующих, можно понять на примере амбициозного проекта самолета SSJ-100. Больше половины деталей в нем импортные. И в этом нет ничего необычного, потому что только так можно выиграть в цене у конкурентов.

Все гражданские самолеты собираются по принципу большого конструктора, детали для которого поставляют со всего мира. — Гражданская авиация существует в условиях жесткой конкуренции. Значение имеет каждый лишний грамм топлива, — объясняет эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. — Поэтому когда вы создаете самолет, вы выходите на международный рынок, проводите сотни тендеров и выбираете самых лучших поставщиков. Сосредоточить производство гражданских самолетов у себя в стране без потери в качестве и цене невозможно.

По некоторым компонентам у нас есть прогресс, работают программы локализации производства, но если вы начнете делать такую машину целиком из российских деталей, летать она, конечно, будет — пожалуйста, существуют же Ту-204 и Ил-96, — но никогда не выиграет конкуренцию на мировых рынках.

И последний пример. Рынок присадок для дизельного топлива более чем на 75% занят импортными производителями. А на дизельном топливе, кроме машин, ездят, к слову, и танки. «Если завтра война», мы рискуем резко снизить объемы производства топлива. При этом отечественные разработки тоже есть, но пока они проигрывают импортным.

Группа 3. Неблагополучные Отрасли
Легкая промышленность, станкостроение, медицина.

Признаки группы Критичная зависимость от импорта по основным группам товаров. Невозможность в обозримом будущем заменить ввозимую продукцию товарами российского производства из-за отсутствия технологий, кадрового потенциала, некоторых видов сырья.

С чем будет плохо за железным занавесом

Исчезнут одежда из натуральных тканей, лекарства последних поколений, замедлится или станет практически невозможным техническое перевооружение многих промышленных предприятий.

Многие современные высокоточные металлообрабатывающие станки считаются продукцией двойного назначения и подпадают под торговые ограничения. Их невозможно купить напрямую и очень сложно даже через цепочку посредников. Существуют «сертификаты конечного пользователя», которые запрещают перепродавать такие станки.

Кроме того, в отличие от времен холодной войны, все современные станки двойного назначения оснащены датчиками контроля местоположения, подключены к интернету, а нередко даже имеют скрытые модули, которые накапливают и передают производителю информацию, какую продукцию делают на этом станке. Обойти такие препятствия можно, но только один раз. Во второй вашим посредникам уже никто ничего не продаст.

Чем нас будут лечить

 — К 2015 году нужно обеспечить производство 90% жизненно важных лекарств и стратегических лекарственных средств на территории России, — заявил несколько лет назад министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Срок близится, а с цифрами беда.

 — В 2012 году в перечне жизненно важных лекарств было 563 препарата, и из них только 94 производились российскими компаниями, а 202 — исключительно за рубежом, — приводит статистику Кирилл Варламов, член Совета при президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию по вопросам здравоохранения.

— Стратегические лекарства — а их 57 — импортируются в Россию из 27 стран. Мы покупаем препараты на сотни миллиардов рублей в год, и эти объемы только растут. Почти 95% антибиотиков в России изготавливается из импортных субстанций. А это уже вопрос национальной безопасности.

До развала СССР мы производили почти триста субстанций для лекарств, сейчас единицы. И эта отрасль не восстанавливается, несмотря на все старания правительства. В России попросту нет условий для собственного производства высокоэффективных субстанций антибиотиков последних поколений — новые линии, импортированные на закате СССР, так и не ввели в эксплуатацию.

За два десятилетия исчез научный потенциал, который бы позволил быстро разработать современные субстанции. По сути, случись что, наша страна останется без новых антибиотиков. И это только один пример.

В целом Россия сегодня — это большой рынок сбыта иностранной продукции. Шесть сотен наших фармацевтических заводов производят во многом однотипную продукцию, которая серьезно уступает в эффективности зарубежным лекарственным препаратам последних поколений.

Невозможно России быть самодостаточной во всех отраслях: что-то но все таки нужно будет завозить, нужно выбирать несколько отраслей, без которых невозможно обойтись и без которых не могут обойтись соседние страны. К тому же необходимо внедрять военные технологии в гражданскую отрасль, чтобы крупные компании имели возможность производить по передовым военным технологиям, а точнее: чтобы происходил трансфер военных технологий в гражданскую область.

            Полный текст статьи читайте на сайте Expert.ru
 (общий объем - около 15 страниц; в моем сокращенном варианте примерно 9 страниц)

 

Рубрики:  ГОРОДА и СТРАНЫ/США
ГОРОДА и СТРАНЫ/Украина


Процитировано 4 раз

mousewhite10   обратиться по имени Пятница, 27 Июня 2014 г. 17:09 (ссылка)
А у меня вопрос:а как же сама Украина?В смысле,что она с этим не проданным добром делать будет?Неужели это еще кому-нибудь надо?Ну,типа в Европе.
А впрочем о чем это я.Все производство и даже вся экономика моей страны в коме.И похоже скоро просто умрет.И таки да,поставок не будет...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 27 Июня 2014 г. 17:36ссылка
Американские и европейские колонизаторы построят на территории юго-восточной Украины новые заводы (те, которые нужны им) и пригласят туда рабочих из той же Турции.
Не хочется верить в такой жуткий вариант. Но пока киевские "демократы" делают все, чтобы разрушить всю инфраструктуру по крайней мере на юго-востоке Украины. А на пустом месте, как известно, строить проще.

И на чем основывается уверенность некоторых западных комментаторов, что экономика Украины будет в ближайшие годы развиваться бурными темпами, понять сложно. Пока Украина разгромлена и деморализована. И заниматься созидательным трудом наиболее активная часть украинского населения, судя по всему, пока не собирается. Крушить и громить увлекательней и проще.

И какой смысл Европе вводить безвизовый режим с агонизирующей Украиной (а Порошенко торжественно это обещает аж с 1 января 2015 года). Неужели визы это самое жизненно необходимое для украинцев в теперешней ситуации?
Перейти к дневнику

Пятница, 27 Июня 2014 г. 17:49ссылка
ага,очень "нужно и важно".Тем,кто до сих пор не выехал на заработки!Вот уж кто должен реально переживать,так пролетарии Запада.Хотя...там реальные спецы,а у нас и швец,и жнец,и на дуде игрец.Правда,благодаря политике еще Маргарет Тетчер(до сих пор ее клянут не злым тихим словом),когда Европе нужны были рабочие руки и таки эти руки хлынули из арабских разных стран.Но сперва это было благо,а потом эти нацменьшины стали более масштабными,потом более требовательными,а теперь и вовсе работать не хотят,а участия к своим судьбам требуют.Ибо теперь они ЕВРОПЕЙЦЫ.Опять же,Запад расчитывает,что трудовые мигранты осядут большинством своим в странах младоевропейцев.И тем самым задержат их от массового присутствия в богатых ,там франциях,Бельгиях.....Германиях....Пусть не надеются ,нашим не в падлу даже махнут за океан:)
Перейти к дневнику

Пятница, 27 Июня 2014 г. 22:43ссылка
Кстати, на примере Молдавии: безвизовый режим вовсе не означает разрешения на работу: для этого нужно полноправное членство в ЕС. Но даже в этом случае право на работу автоматически не предоставляется.
Так для граждан Болгарии и Румынии после принятия их в ЕС, кажется, пару лет действовали (временные) ограничения возможности осуществления несамостоятельной трудовой деятельности на территории других стран-членов ЕС:
"Граждане Болгарии и Румынии могут получить разрешение на пребывание для самостоятельной трудовой деятельности, а также для учреждения предприятий и руководства ими на основании двухсторонних договоров, заключенных между их странами и ЕС. Разрешение на пребывание не предусматривает, однако, доступ к рынку труда."
Потом эти ограничения были отменены.
Перейти к дневнику

Суббота, 28 Июня 2014 г. 10:20ссылка
В данной ситуации,думаю,многие украинцы расчитывают не на трудовые визы(что вы это же налоги платить и там и на родине!).А на туристические,как сейчас у многих заробитчан.Выехали "туристы",а там по обстоятельствам.Вот реальный пример.Поехала моя родственница.Пока разбиралась в ситуации,устраивалась,заработала первые нормальные деньги в Италии.Турист не может находится там не более 3 месяцев,кажется.Приехала,побыла недельки две дома.Опять уехала.Там уже хозяева ей вызовы и т.д.Так можно проделывать несколько лет.Пока не хватятся органы.А потом она сначала развелась с мужем,потом меняла прописку.А время идет,чиновники пока чешутся она ездит туда-сюда.Деньги привозит,родню проведывает.Потом сменила фамилию на девичью.Поменяла документы.И опять каталась.На минуточку,прошло лет 10.(к стати вот она в скайпе появилась))))А потом подвернулся дедушка и она вышла замуж.Теперь целых два года она гражданка Италии.
По поводу Чехии,Польши,Венгрии...так это вообще,как в соседнюю деревню народ на работу ездит.В основном мужики.Строители,водители,помощники по хозяйству.Вся Западная там.И соответственно, свои хитрости.
Вот и думают многие,что заморочка с визами отпадет,дешевле,проще,веселее ездить будет.Ну,типа как из одного города в другой по проездному на электричке.
МилаЯ__Людмила   обратиться по имени Суббота, 28 Июня 2014 г. 01:15 (ссылка)
Интересно, но слишком пессимистично!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
gedichte   обратиться по имени Суббота, 28 Июня 2014 г. 16:40 (ссылка)
В статье рассматривается наихудший сценарий. Если брать ту же Германию, то для нее существует два важнейших рынка сбыта:
- суперогромный рынок Китая (но те сами уже почти все производят и при этом дешевле)
- рынок России, который в разы меньше китайского, но зато территориально ближе. При этом Россия на сегодняшний день ввозит почти все и в огромных количествах.

На самом деле такая (все еще огромная) страна как Россия должна сама себя всем обеспечивать. Но законы бизнеса таковы, что мы даже морковку везем из Израиля!! Легче и дешевле купить, чем растить самим.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку