-ћетки

“оска архитектура биографи€ блог блоги бог боль вдохновение виртуальное общение война на украине воспоминани€ грусть деревь€ дети дневник дождь друзь€ душа женщина живопись жизнь зима интернет искусство истори€ картинки картины книги комменты кофе красота критика лиру любовь мечты мои фото море москва музыка мысли небо новый год ночь облака общение одиночество осень пам€ть патриотизм петербург печаль подборка полезные советы политика поэзи€ поэт праздники природа птицы путин пч разлука расставание реклама росси€ росси€ и запад росси€ и сша росси€ и украина русский €зык сайт сайты санкции сердце слова смерть смотреть снег снимки событи€ на украине советы сонет социальные сети список друзей ссылки старость стихи стихотворение судьба счастье творчество тишина фото фото цветов храм художник цветы цитаты чистка друзей чтение юмор

 -÷итатник

ё.¬ихарева. ƒуша расхандрилась... (—тихи о ранимой душе) - (1)

ёли€ ¬ихарева. ƒуша расхандрилась.....   https://a.radikal.ru/a19/2001/f...

”никальный бисерный иконостас в “ернопольской области - (1)

”никальный вышитый бисером иконостас в церкви на “ернопольщине   ѕочти полтор...

√рустные стихи Ѕунина. Ќастанет день - исчезну € ... - (1)

»ван Ѕунин "Ќастанет день - исчезну €..."      &nbs...

”рсула ƒаути: оригинальные портреты и рисунки на нотных листах - (0)

Ursula Doughty (јвстри€) - рисунки на нотных листах   јвстрийска€ художница ”р...

Ќовогодние сюжеты у испанской художницы Ћизи ћартин - (0)

’удожница Lisi Martin. —ама€ волшебна€ ночь   ...

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.05.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 10873


 ем по национальности был »исус ’ристос?

„етверг, 16 »юл€ 2009 г. 20:14 + в цитатник
÷итата сообщени€ »рина_Ўтромберг

картинка

 ак ни странно, очевидный ответ, неизвестен большинству даже воцерковлЄнных христиан. Ѕольшинство людей убеждено в том, что —паситель по рождению был евреем, хот€ существует мнение, что он был арамеем или ассирийцем. ќднако со всей определенностью следует сказать, что »исус из Ќазарета был галиле€нином, жителем иудейской провинции √алиле€, представителем этнической группы, образованной из нескольких народностей (что дает основание ≈го называть "¬сечеловеком" не только с богословских позиций).

јрамейска€ верси€ происхождени€ »исуса основана на том, что ќн проповедовал на арамейском €зыке, но этот €зык в то врем€ был €зыком общени€ всего Ѕлижнего ¬остока. ¬ насто€щее врем€ на нем разговаривают современные ассирийцы, что, по их мнению, €вл€етс€ аргументом в пользу того, что »исус ’ристос происходил из их народа. »з √алилеи, согласно евангели€м, произошли ≈го первые ученики-апостолы (включа€ равноапостольную ћарию ћагдалину), исключение составл€ют ‘ома, о происхождении которого не сообщаетс€, и »уда-предатель, уроженец иудейского города  ариота (т.е. »уда был единственным евреем среди двенадцати апостолов). ¬ евангели€х приводитс€ генеалоги€ только »осифа, номинального отца ’риста, причем ћатфей представл€ет ≈го потомком цар€ ƒавида в 27-м колене, а Ћука — в 41-м колене; вообще, цель обеих генеалогий — в доказательстве происхождени€ —пасител€ от ƒавида, соответственно предсказани€м пророков. ќ происхождении Ѕогоматери не известно ничего, если не считать упоминани€ Ћуки о том, что ≈лизавета, иудейка, мать »оанна  рестител€, была ≈е родственницей.

Ќекоторые противники христианства утверждали, что отцом »исуса ’риста был римский солдат ѕантира, но, скорее всего, такое им€ — искажение греческого "партéнос", означающее "дева": "παρθεηος" употреблено в пророчестве »сайи о "ƒеве, рождающей —ына" (»сай€ VII, 14)2,3. ¬ообще вопрос о земном происхождении —пасител€, по-видимому, встал позже осмыслени€ ≈го учени€. Ќаучна€ критика и ортодоксальное богословие единодушны в том, что между первохристианами вначале распростран€лись списки речений, "логии", »исуса ’риста4,5,6.

»з сочинений, признанных каноническими, — и все они написаны на греческом €зыке, — в науке самыми ранними считаютс€ послани€ апостола ѕавла, јпокалипсис и евангели€ от »оанна и ћарка, тогда как евангели€ от ћатфе€ и Ћуки, в которых привод€тс€ некоторые "биографические данные" ’риста, датируютс€ обычно началом II в. ÷ерковь считает самым ранним недошедшее до нас арамейское ≈вангелие от ћатфе€ и датирует его приблизительно 50-м годом, но, возможно, это были "логии"5,6.

√алиле€ находитс€ на севере ѕалестины; первоначально это область »зраил€, которую в 30-х годах VIII века до н.э. »сай€ еЄ назвал самой €зыческой — в пророчестве о рождении —пасител€ там, среди "народа, ход€щего во тьме" (»сай€ IX, 2). јссири€, которую библейские пророки характеризуют как "бич Ѕожий", захватывает »зраиль в 735-722 гг. до н.э. (√алилею около 730 года) и высел€ет оттуда жителей, замен€€ их народами из покоренных стран: преимущественно семитами — араме€ми, вавилон€нами, арабами, — но также индоевропейскими племенами, к которым относ€т, например, мид€н; собственно ассирийцев было переселено немного. языком новых галиле€н стал арамит, на который евреи перешли только к концу I в. до н.э., а в те времена еще не знали, как об этом свидетельствует 4-€  нига ÷арств при описании осады »ерусалима ассирийским царем —инаххерибом. «аметим, что при "вавилонском пленении", произведенном после захвата »удеи вавилонским царем Ќавуходоносором в 597 г. до н.э. масштаб депортации был гораздо меньшим: тогда из южного еврейского царства изгнали преимущественно элиту (4-€  нига ÷арств XXIV, 14-16 и XXV, 11-12)’.

√алиле€ входила в состав ассирийской империи, пока в конце VII века до н.э. эта перва€ импери€ в истории человечества не была уничтожена. «атем √алиле€ стала провинцией »удеи, а той последовательно владели смен€вшие друг друга властители Ѕлижнего ¬остока: ¬авилон, ѕерси€, эллинистические царства преемников јлександра ћакедонского и, наконец, с 64 г до н.э. — –им, причем √алиле€ и «аиорданье имели общего прав€щего тетрарха, а »уде€, —амари€ и »думе€ подчин€лись римскому прокуратору?. ¬следствие враждебности самар€н, земл€ которых находилась между »удеей и √алилеей, сношени€ между разделенными област€ми всегда были стеснены, и из √алилеи проще было добратьс€ до ƒамаска в —ирии, чем до »ерусалима в »удее7.

¬ √алилее ко времени –ождества ’ристова жило немало греков, сирийских и тех, кого переселил в близлежащую —амарию јлександр ћакедонский после подавлени€ м€тежа в ћакедонии в 311 г. до н.э.. Ёта область считалась наиболее €зыческой и эллинизированной8, и, когда около 17 г. н.э. »род јнтипа построил “ивериаду, он в √алилее не нашел ни одной еврейской семьи дл€ заселени€ новой столицы7.

_______________________________________________________________________________________
ѕримечани€

1)јссирийский след в ≈вангели€х. ¬еровани€ галиле€н долго оставались синкретическими (смешанными), а иудаизм утвердилс€ примерно за 100 лет до –ождества ’ристова 9, 10, 11, так что к Ќовому ¬ремени следы €зыческих обычаев в √алилее должны были оставатьс€. Ёти следы можно назвать "ассирийскими", поскольку ассирийска€ мистика наиболее известна по археологическим находкам на месте Ќиневии, древней столицы јссирии; в той мистике этнографы ищут корни даже некоторых современных суеверий.

2)»згнанники в ¬авилоне завершили оформление иудаизма. ¬ этом можно увидеть сходство с ситуацией в нашей стране, когда интеллектуалы (элита страны), страдавшие от правительственных репрессий, в конце ’I’ и в конце ’’ века создавали идеологию протеста, восприн€тую затем большинством народа. ѕосле открыти€ архивов  √Ѕ вы€снилось, что диссидентами масштаб сталинских репрессий был преувеличен в дес€тки раз, однако по сей день прин€то считать, что едва ли не "половина народа сидела, половина охран€ла". ƒругой пример преувеличений, укоренившихс€ в массовом сознании, — число пострадавших от католической инквизиции, хот€ таковых было несравненно меньше, чем жертв светских судов или даже убитых на дуэл€х. ’арактерно, что советские энциклопедии приписывают испанскому фанатику-инквизитору “орквемаде более 10 тыс. казней, тогда как зарубежные издани€ обычно называют около 2 тыс., и это составл€ет более половины всех жертв инквизиции за историю ее существовани€.

3) ƒеве ћарии и ≈е супругу в ¬ифлееме не нашлось места в гостинице: не потому ли, что их в этом провинциальном городе сочли почти иноплеменниками? ≈вангели€, особенно от »оанна, отмечают некоторый антагонизм галиле€н и иудеев. –азговорные €зыки их настолько различались, что предсмертные слова »исуса не пон€ли сто€вшие у креста иудеи (от ћатфе€ ’’VII, 46, 47; от ћарка XV, 34, 35). »уде€м галиле€не напоминали иноверцев-самар€н (от »оанна VIII, 48), а самар€не считали галиле€н иуде€ми (от Ћуки IX, 53; от »оанна IV, 9).

¬ековое заблуждение, еврейска€ верси€, основана на том, что »исус ’ристос проповедовал в »удее и, по ≈го словам, был "послан только к погибшим овцам »зраилева" (от ћатфе€ ’V, 24; но там же в последующих стихах описываетс€ исцеление дочери ханане€нки).

¬о времена раннего христианства вопрос о происхождении —пасител€ не ставилс€, или ответ на него часто был таким, как в словах, приписываемых римскому императору ёлиану ќтступнику: "“ы победил, √алиле€нин". »менно так следует отвечать на вопрос о "национальности" »исуса ’риста: галиле€нин. "√алиле€нством" иногда называли христианство (поначалу слово "христианство" было оскорбительным).  рупнейший историк ’’ века ј.“ойнби15 евангельскую притчу о горчичном зерне, "которое, хот€ меньше всех сем€н, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становитс€ деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываютс€ в ветв€х его" (от ћатфе€, XIII, 32), истолковывал как бурный рост нового религиозного учени€ из "галилейского горчичного зерна", преодолевающего сопротивление консервативного иудаизма.

ѕримеров же векового заблуждени€ много. ” Ћютера имеетс€ воззвание "ќ том, что »исус был рожден евреем". “ак же думали √егель, ј.—. ѕушкин’, Ћ.Ќ.“олстой и многие другие. ¬ опровержение этому приведем цитату из ¬.¬.–озанова: "”беждение европейцев, что ’ристос был евреем, совершенно аналогично тому, без сомнени€, всеобщему убеждению жителей  анады или ѕиренейского полуострова, незнакомых с подробност€ми русского существовани€, что, например, Ќикон, преобразователь русского богослужени€, родом из Ќижегородской области, — был слав€нского происхождени€, русский по рождению". ( ак известно, патриарх Ќикон был мордвином). ћнение –озанова основано на работе „емберлена "явление ’риста", но к аналогичному выводу приходило большинство беспристрастных исследователей данного вопроса, в числе которых ј.—.’ом€ков, Ё.–енан, ƒ. оннер, ј.“ойнби и другие.

 

4)"«олота€ легенда", попул€рные средневековые жити€ св€тых от XIII в., называет предками ƒевы ћарии по отцу — Ќатана, сына цар€ ƒавида, и по матери — јарона, брата ћоисе€, ссыла€сь на св. »оанна ƒамаскина17. “ак или иначе, но ƒеву ћарию от ƒавида отдел€ет тыс€ча лет, а от јарона еще больше. ≈сли же впервые о еврейском происхождении ƒевы ћарии написал ƒамаскин, то на это могла повли€ть политическа€ ситуаци€. ¬еликий православный богослов жил в арабском халифате и состо€л на службе у халифа. ¬оенное противосто€ние его страны и византийской империи отражалось также на внутренней политике. ¬ халифате к евре€м (точнее, к исповедующим иудаизм) относились хорошо — в отличие от ¬изантии18. “акже известно, что когда власть в  онстантинополе оказалась в руках иконоборцев, противники этой ереси могли находить убежище в арабском государстве, где в середине VIII века в ƒамаске, а затем в монастыре в »ерусалиме жил и проповедовал самый авторитетный защитник иконопочитани€ сириец — »оанн ƒамаскин, преданный анафеме в ¬изантии.

¬ мировой литературе немало работ на тему "»исус ’ристос не был евреем". ѕочему большинство верующих и неверующих этого не знает или не хочет знать? Ќе сродни ли сей психологический феномен попыткам приписать к семитам ’ристофора  олумба, ¬.».Ћенина, св. равноапостольного кн€з€ ¬ладимира " расное солнышко", былинного геро€ —адко и даже писател€ јлександра —олженицына ("—олженицера")?

5) √алиле€не. –епутаци€ этого народа в глазах иудеев была довольно сомнительной (от Ћуки XIII, 2; от »оанна I, 46, VII, 41, 52). ¬з€тие под стражу »исуса ’риста, окруженного учениками, согласно ≈вангели€м, выгл€дит почти военной акцией, и выдал »исуса единственный приближенный к Ќему негалиле€нин, »уда. »з истории известно, что первое антиримское восстание, жестоко подавленное, началось в 6 году н.э. именно из √алилеи и последующие м€тежи также всегда захватывали эту беспокойную область (то же в ƒе€ни€х јпостолов V, 36-37). √алиле€ €вл€лась базой фанатичных непримиримых зилотов (к ним, в частности, принадлежал апостол —имон), их вождь ћенахем во времена Ќерона истребил римский гарнизон »ерусалима и был казнен по обвинению в том, что выдавал себ€ за ћессию. »оанн из √ешалы (город на севере √алилеи) руководил отча€нной обороной »ерусалима против легионов “ита в 70 году, а после вз€ти€ города галиле€нин ≈леазар почти три года продолжал сопротивление в горах, в крепости ћасада, и его воины вместе с ним предпочли погибнуть, но не сдатьс€: умертвили своих жен и детей, а затем самих себ€. ѕозднее, в 614 году, галиле€не отличились в походе перса Ўарбарца на »ерусалим, входивший в те времена в состав ¬изантийской империи20, 21, 22.

¬озможно, что на характере галиле€н отразилась народна€ пам€ть о происхождении из страны, внушавшей ужас всем сосед€м, где царь лично выкалывал глаза пленникам, а кожу, содранную с них, набивали на стены вз€тых крепостей. Ќо что может быть тому противоположней, чем проповедь "любите врагов ваших" и "отнимающему у теб€ верхнюю одежду не преп€тствуй вз€ть и рубашку"? “акой идеал, к которому человечество сегодн€ не ближе, чем две тыс€чи лет назад, становитс€ более пон€тен, если вспомнить, что он возник из глубины самой ужасной предыстории: данный психологический парадокс близок тому €влению, когда из болезненного ребенка вырастает великий полководец, заика становитс€ оратором, а склонный к глухоте — композитором.

6)  олумба пытаютс€ причислить к евре€м на основании того, что на одном из его писем нарисована шестиконечна€ звезда, но символом иудаизма этот знак сделалс€ гораздо позже, второй "аргумент" — финансирование экспедиции  олумба еврейскими банкирами (которым заложила свои драгоценности королева »забелла). ƒевичь€ фамили€ матери Ћенина — Ѕланк, но в ѕетербурге такую фамилию носили не только евреи, но также шведы и немцы. ћать св€того кн€з€ ¬ладимира, согласно летопис€м, была ключницей кн€гини ќльги по имени ћалуша, которую некоторые авторы переделывают в "ћалку", что €вл€етс€ чистой фантазией. “ака€ же фантази€ переименовывать —адко в "—адока" или "÷адика".

7)алиле€не могут считатьс€ первыми христианами в лице первых учеников —пасител€ и также потому что после ≈го ¬оскресени€ уверовавших в Ќего в √алилее насчитывалось гораздо больше, чем, например, в »ерусалиме (1  ор., XV, 6; ƒе€н, I, 16).

ƒуховное важнее генетики. ѕосле исчезновени€ галиле€н со страниц истории, на первенство в прин€тии христианства претендуют арамеи и ассирийцы. ƒействительно, уже со II века н.э. север ћесопотамии как жребий апостола ¬арфоломе€ стал важным центром распространени€ христианства и, согласно легенде, туда, в город Ёдессу ее правителю јвгару (кстати, он был из арабской династии) —паситель посылал —вое изображение, чудесным образом запечатленное на полотенце, "Ќерукотворный —пас". »сторически, однако, пожалуй, не ассирийцы стали первыми христианами, а, наоборот, потомками "населени€ земли јшшура" (самоназвание древней јссирии) осознало себ€ население ћесопотамии, прин€вшее христианство. ѕредки их в течение многих веков после падени€ Ќиневии, произошедшем в 612 г. до н.э., могли называтьс€ не только ассирийцами, но также араме€ми, вавилон€нами, халде€ми, израильт€нами, сирийцами, парф€нами, арабами, греками и именами других племен, насел€вших территорию бывшей ассирийской империи.

ѕочему сегодн€ ассирийцы ("айсоры") есть, а вавилон€н, например, нет, хот€ цивилизационный вклад ¬авилонского царства был бóльшим и существовало оно дольше? ќтвет на данный вопрос, по крайней мере, частично — в Ѕиблии. “ам отношение к ¬авилону — худшее, что исторически несправедливо, поскольку јссири€, "бич Ѕожий", полностью уничтожила »зраиль, а ¬авилон на последующие почти две тыс€чи лет(!) сделалс€ центром еврейской культуры. “ем не менее "вавилонска€ блудница" и бестолковщина "вавилонской башни" стали нарицательными определени€ми, и, фигурально говор€, получилось, что лучше иметь отцом жестокого цар€, чем мать-блудницу. “ак, например, Ѕагратиды, правители средневековой јрмении и √рузии, гордились происхождением от двух ассирийских принцев, бежавших на  авказ после того, как они убили своего отца, знаменитого —инаххериба.

8)ќпределенное место в исторической пам€ти ассирийцев занимает пророк »она, израильт€нин из √алилеи (еще прежде завоевани€ ее јссирией), призывавший древних ниневит€н к пока€нию. ќдин из холмов, на котором сто€ла Ќиневи€, называетс€ "Ќаби ёнус", то есть "ѕророк »она". —читалось, что там похоронен »она, и на этом холме сто€ла церковь, позже превращенна€ в мечеть. ¬ажнейшие ссылки в евангели€х на  нигу »оны заключают слова: " ак »она был во чреве кита три дн€ и три ночи, так и —ын „еловеческий будет в сердце земли три дн€ и три ночи" (от ћатфе€ XII, 40), а также " ак »она был знамением дл€ ниневит€н, так будет и —ын „еловеческий дл€ рода сего" (от Ћуки ’I, 30). —огласно последнему, служение в Ќиневии галиле€нина пророка »оны, — веро€тно, мифическое — €вилось прообразом служени€ √алиле€нина »исуса ’риста также в призыве к пока€нию, и некоторые откликнувшиес€ ощутили в себе даже кровное родство с древними ниневит€нами.

9) »стори€ галиле€н, ассирийцев, евреев (и русских тоже; список можно продолжить) — примеры решающего значени€ духовного начала над генетическим. ќдним из первых среди историков об этом писал ј.“оквиль 23, критику€ расовую теорию ∆.ј.√обино; противником "племенной политики" был  онстантин Ћеонтьев 24, а сегодн€ доказано, что различи€ между расами генетически несущественны. Ѕолее того: большинство наших генов — общие даже со всем животным миром! “ак что "нет ни эллина, ни иуде€" не только во ’ристе, то есть в высшем смысле, но и на низшем уровне в биологическом отношении тоже (зато достаточно различий на промежуточном уровне).

ќтношение материального к духовному в свете современной науки стало еще более загадочным, и, думаетс€, насколько правильнее до середины XVIII века вместо "национальности" употребл€ли более конкретное и идеологически нейтральное — "€зыки" (и, конечно, учитывались подданство и, главное, религиозна€ принадлежность). –усское слово "народ", английское "people" или французское "peuple" не подразумевают племенного, кровного родства, тогда как в немецком "Folk" это есть, из-за чего был предложен термин, лишенный такого "неполиткорректного" оттенка: "ментальна€ общность" или "ментальное сообщество", что хорошо подходит, в частности, к евре€м (но не только).

nnm.ru/blogs/master222/kem_iisus_byl_po_nacionalnosti/#cut

–убрики:   ультура и духовность/¬ера и религи€
√ќ–ќƒј и —“–јЌџ/»зраиль
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку