-Метки

Тоска архитектура бег времени блог блог egowelt блог gedichte блоги бог боль вдохновение виртуальное общение война на украине воспоминания грусть деревья дети дневник дождь друзья душа женщина живопись жизнь зима интернет искусство история картинки картины книги комменты кофе красота критика лиру любовь мечты мои дневники мои фото море москва музыка мысли настройки небо новый год ночь облака общение одиночество осень память патриотизм петербург печаль плюсы и минусы лиры подборка полезные советы политика поселок сокол поэзия поэт природа птицы путин пч разлука расставание реклама россия россия и запад россия и сша россия и украина русский язык сайт сайты санкции сердце слова смерть смотреть снег снимки события на украине советы сонет социальные сети список друзей ссылки старость стихи стихи о бабочках стихи фета стихотворение судьба счастье творчество тишина фото фото цветов храм художник цветы цитаты чистка друзей чтение шоколадницы юмор

 -Цитатник

Постковидный синдром и осложения на сердце - (0)

Постковидный синдром и наше сердце. Все чаще ко мне и моим коллегам - кардиологам обращаются паци...

Лариса Миллер. А пока не прибрано в душе ... - (0)

Мы поймем, года спустя, что всерьез, а что шутя...   https://c.radikal.ru/c10/2102/bc/...

Фриц Таулов - норвежский мастер пейзажа 19 века - (0)

Художник Frits Thaulow (1847 – 1906). Течёт река Галерея работ Фрица Таулова &mda...

Фотопрогулка по Черногории: море, горы и небо - (0)

Черногория в фотографиях Острова напротив Пераста        &...

Лира потихоньку пустеет и теряет смысл. А жизнь продолжается. - (0)

после болезни давненько я не писала, хотя, признаюсь честно особой нужды в этом не испытывала...

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 11208


Как написать роман или рассказ? Советы начинающим авторам

Среда, 24 Сентября 2014 г. 00:15 + в цитатник
Цитата сообщения IrRegaliA Основы художественного произведения

Похоже, все, кому не лень, строчат свои литературные мастер-классы. Что ж, мне тоже не лень. И я бы хотела поговорить о самых базовых понятиях в литературе: фабула, сюжет, монтаж, конфликт.

42 (525x700, 125Kb)

Итак, что есть фабула и сюжет? Эти неразрывно связанные понятия отвечают на вопрос "о чем это произведение". Только отвечают по-разному. Фабула — это непосредственное описание того, что происходило в книге: кто куда ходил, кто чего сказал, кто кого убил и так далее. Напоминает краткий пересказ самых важных моментов. Сюжет — это главная идея произведения, то, на какой вопрос оно отвечает. Например, «Моби Дик», по фабуле, — противостояние полубезумного капитана Ахава и белого кашалота, но, по сюжету, это противостояние вырастает до боя с природой, с судьбой, плюс множество библейских аллюзий. А «Незнайка на Луне» поверхностно рассказывает о космическом вояже двух коротышек, а на глубинных пластах критикует капиталистическое общество и свойственные ему пороки: жадность, неравенство, несправедливость, равнодушие.

Что бывает от переизбытка фабулы? Бессмысленное и перегруженное действием и пустыми диалогами произведение. Да, мы видим, как герой ходит туда-сюда, что-то делает, как-то выживает. Однако персонажи остаются деревянными болванчиками, никаких серьезных эмоциональных переживаний не раскрывается. Это марионеточный театр. Обычно, чем больше объем, тем сильнее риск свалиться в ловушку фабулоцентризма.

А что дает переизбыток сюжета? Нечитаемый псевдофилосовский абсурд. Обычно это пара страничек чистейшего бреда (на большее, к счастью, редко кто способен. Иначе получается что-то вроде очень плохо написанной «Миссис Дэллоуэй»), который автор выдает за некие глубинные экзистенциальные переживания. Это селевой поток бессвязных мыслей и свободных ассоциаций, интересный психологу, а не читателю.

Отсюда вывод: необходимо выдерживать баланс между фабулой и сюжетом. Разумеется, не надо делить их поровну. В ряде (пост)модернистских работ сюжетная часть превалирует над фабульной, ломая линейную логику повествования, как в кортасаровской «Игре в классики». Всегда отдавайте себе отчет в том, что внешнее и внутреннее должны как-то присутствовать в произведении. Иначе вы протяните жаждущему хорошей истории человеку либо пустой кувшин, либо бесформенную воду, текущую сквозь пальцы.

Далее уместно поговорить о том, что такое монтаж. Термин пришел из режиссуры, но актуален и для писателей. Представьте, что я начала снимать фильм на любительскую камеру. Я включила ее и весь день ходила, записывая все подряд. Потом я прямо так отослала ее в жюри. Дадут ли мне «Оскар» — боюсь, что нет. Глупо снимать все подряд (хотя это еще можно выдать за концепт), но еще глупее писать все подряд.

Вспомним слова светлого Эйзенштейна: «Сопоставление двух монтажных кусков больше похоже не на сумму их, а на произведение. На произведение - в отличие от суммы - оно походит тем, что результат сопоставления качественно (измерением, если хотите, степенью) всегда отличается от каждого слагающего элемента, взятого в отдельности… два каких-либо куска, поставленные рядом, неминуемо соединяются в новое представление, возникающее из этого сопоставления как новое качество». Вот это свойство, когда между двумя рядом поставленными эпизодами, рассказами, героями возникает связь, называется корреляция. Автор должен понимать, что в этом мире все коррелирует со всем: персонажей будут сравнивать друг с другом, произведения автора — с произведениями другого автора. Если я поставлю на стол стакан кефира, это будет просто стакан кефира; а если приложу маковую булку, то получится вполне сформированный завтрак, либо натюрморт.

Монтаж позволяет регулировать атмосферу, нагнетать любимый Хичкоком саспенс. Последовательно ставьте усиливающие друг друга эпизоды, либо устройте читателю американские горки из разных сюжетных поворотов. В то же время, мало что вызывает такое же раздражение, как неуместно вставленный эпизод или слишком рано раскрытая интрига.

Но что привносит развитие в произведение? Это определенно конфликт, внешний или внутренний. На мой взгляд, конфликт должен так или иначе коррелировать с некоторыми конечными вопросами бытия, то есть затрагивать вечные, архетипичные темы: долг и предательство, любовь и эгоизм, ответственность и эскапизм. В этом случае герои уже не просто марионетки, а носители определенных идей. Люди-идеи окружали Раскольникова, предлагая ему самые разные выходы из внутреннего конфликта: идея Свидригайлова, идея Сонечки, идея Порфирия Петровича. Все эти идеи вступают в бой за душу Раскольникова — за его окончательное решение.

Выводя конфликт следует задать три его стадии. Во-первых, зарождение конфликта. Я буду смеяться в обложку каждой книжке, в которой существуют только конфликты внешних сил, затягивающие безвольного героя — ведь он попадает в водоворот событий как живой человек, а не как тело. Изначально герой стремится либо решить противоречия в себе самом, либо во внешнем мире. И даже внешние, посторонние события должны проблематизировать его систему ценностей. Вторым этапом идет развитие конфликта. Герой понимает, что он должен либо как-то разрешить конфликт, либо отступить назад, признав поражение перед слишком сложной проблемой. Третья стадия — собственно, какой-то выход. Нет более страшного греха, чем наметить конфликт и не развить его до логического завершения.

С моей точки зрения, фабула, сюжет, монтаж и конфликт составляют ядро любого произведения. Начните с сюжета, придумайте подходящий конфликт, смонтируйте сцены и набросайте фабулу. Voilà!

Рубрики:  Культура и духовность/КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура и духовность/Литература и критика
Метки:  

ТИГРА-   обратиться по имени Среда, 24 Сентября 2014 г. 09:22 (ссылка)
Хотите роман написать?
Ответить С цитатой В цитатник
gedichte   обратиться по имени Среда, 24 Сентября 2014 г. 09:29 (ссылка)
Исходное сообщение ТИГРА-
Хотите роман написать?

Да нет, графоманов сегодня и так в переизбытке.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку