Постковидный синдром и наше сердце. Все чаще ко мне и моим коллегам - кардиологам обращаются паци...
Лариса Миллер. А пока не прибрано в душе ... - (0)Мы поймем, года спустя, что всерьез, а что шутя... https://c.radikal.ru/c10/2102/bc/...
Фриц Таулов - норвежский мастер пейзажа 19 века - (0)Художник Frits Thaulow (1847 – 1906). Течёт река Галерея работ Фрица Таулова &mda...
Фотопрогулка по Черногории: море, горы и небо - (0)Черногория в фотографиях Острова напротив Пераста &...
Лира потихоньку пустеет и теряет смысл. А жизнь продолжается. - (0)после болезни давненько я не писала, хотя, признаюсь честно особой нужды в этом не испытывала...
Два взгляда на Великую Отечественную войну |
ДВА ПОДХОДА К ОДНОЙ ВОЙНЕ
Я не открою секрета, если скажу, что Отечественная война 1941-45 гг. занимает все большее место в российской истории и, соответственно, в новейшей истории народа. С одной стороны, это было действительно эпохальное событие, как трагедийное, так и героическое. С другой, поскольку особенно гордиться сегодня нечем, можно найти героические страницы именно в прошлом, пусть они и принадлежат "дедам", а не их современным внукам - адептам слогана "Если надо, повторим".
Но и в подходе к этому славному героическому прошлому Великой Отечественной проявляются две тенденции: одна - реалистичная, делающая упор на трагедию войны; другая - празднично-бравурная, представляющая войну, как непрерывную цепь блистательных побед над врагом.
Первую из этих тенденций отражает, на мой взгляд, превосходная скульптура "Прощание славянки", установленная на Белорусском вокзале Москвы (фото 1). Волнующая в своей реалистичности скульптура! Именно оттуда, с Белорусского, отправлялись эшелоны на фронт, именно там прощались женщины со своими любимыми, отправлявшимися в неизвестность.
А вторая тенденция представлена, считаю, музеем Отечественной войны на Поклонной горе в той же Москве (фото 2).
Огромное, помпезное здание, в котором сплошь и рядом отражены победные реликвии РККА, галереи маршалов в иконостасе орденов, могучие "сталинские удары". Справедливости ради, надо заметить, что есть там и полтора кв. м информации о трагедии Холокоста, и диорамы, посвященные Московской битве и блокаде Ленинграда. Но это все как бы мельком, как бы между прочим. И ничего о Брестской крепости, горечи отступления 1941-го и 1942-го или бесполезной мясорубке под Ржевом... Наконец, о героизме тыла или трагедии эвакуации.
Этот музей – для познания пьянящего духа победы, но не для постижения трагедии войны. В декабре-январе там проходят новогодние «победные елки», а в интервале крепкие старички (как минимум, 1945-го года рождения) с орденскими планками на пол-пиджака раздают интервью телеканалам. Там все – о победе и ничего о том, какой ценой она досталась.
Два подхода, две тенденции в новейшей истории одного народа. Одна тенденция направлена на то, чтобы это никогда не повторилось. Другая – на «если надо, повторим». Одна – о темной стороне войны. Другая – о светлой (возможна и такая?). В российском обществе нет единого понимания не только роли Великой Октябрьской Социалистической революции или сталинской эпохи в целом, но и Великой Отечественной войны, которой уделяется в официальной риторике все больше внимания. К сожалению, внимание это уделяется, как мне кажется, с высоты крыши музея Отечественной войны. А главная опасность здесь в том, что та кошмарная война все больше представляется героической прогулкой во славу русского оружия.
Источник: https://www.facebook.com/alexander.reznikov.581
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |