-ћетки

 -÷итатник

Ќаучите мен€ в этом мире жить! (—тихи ќксаны —пасовой-Ѕойко) - (0)

Ќаучите мен€... Ќаучите мен€ ∆ить по правилам этого мира... ѕодлецам улыбатьс€, молчать, уважа...

Ќемецка€ живопись 19 века: јдольф ћенцель - (0)

јдольф ћенцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel), 1815-1905, немецкий художник ...

∆изнерадостное приветствие дл€ дневника - (0)

*ѕриветствие дл€ дневника &nb...

Ќельз€ в школе и вузе воспитывать всех под одну гребенку - (5)

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 42. ¬ќѕ–≈ »! —ама установка на ¬ќ—ѕ»“јЌ»≈ в школе или вузе вызывает у мен€ с...

 то у кого какие вызывает ассоциации: любопытно - (0)

... об ассоциаци€х... «абавно: народ в последнее врем€ почему-то считает необходимым сообща...

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.05.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 9674

ѕоэт Ќиколай «аболоцкий. Ѕиографи€

¬оскресенье, 28 »юн€ 2009 г. 23:43 + в цитатник
Ќиколай јлексеевич «аболоцкий
«ќбраз мироздань€». “ворчество и жизнь Ќ.ј. «аболотского.   100-летию со дн€ рождени€
¬ 2003 году исполнилось 100 лет со дн€ рождени€ большого русского поэта – Ќикола€ јлексеевича «аболотского. ќн родилс€ в 1903 году, 07 ма€ (по новому стилю), в селении  укмор близ  азани.
»м€ его отца – јлексей јгафонович «аболотский (ударение на первом слоге фамилии). ѕо образованию јлексей «аболотский был агрономом, работал на земской опытно-показательной ферме, управл€л этой фермой.
ћать поэта, Ћиди€ јндреевна, в девичестве ƒь€конова, была родом из ¬€тки. ќна окончила гимназию, затем учительские курсы, но работала учительницей недолго – заболела, потер€ла голос, а вскоре познакомилась с «аболотским и вышла за него замуж. Ќиколай был первенцем, а всего в семье родилось семеро детей; один из них умер в раннем возрасте.
„ерез несколько лет после женитьбы агроному «аболотскому пришлось оставить службу, и лишь год спуст€ он смог устроитьс€ на новое место – на ферму в селе —ернур ”ржумского уезда.
ƒетство и юность Ќикола€ «аболотского прошли вдалеке от столиц, в сельской местности, затем в уездном городке ”ржуме, откуда был родом его отец, где поэт училс€ и куда со временем переселилась вс€ семь€ «аболотских.
Ќиколай интересовалс€ зан€ти€ми отца – биологией, химией, сельским хоз€йством. ќтец брал его в служебные поездки, Ќиколай видел природу, жизнь кресть€н, слушал их беседы.
 
 
 
— семи лет Ќиколай «аболотский сочин€л стихи. ¬о врем€ учЄбы в ”ржуме в гост€х у него собирались его сверстники, увлекавшиес€ литературой. —ын поэта, Ќикита «аболотский, так пишет об этих встречах: «√оворили о жизни, мечтали, читали свои и чужие стихи, спорили о новой власти, о философии и особенно о поэзии. Ѕез устали обсуждали только что написанные собственные стихотворени€ и никак не могли решить, хороши они или плохи».
ѕо свидетельству одного из товарищей Ќикола€, ћ.».  ась€нова, подростки того времени находились под вли€нием символистов, в особенности Ѕлока, Ѕелого. ћа€ковского ещЄ знали мало. Ќиколай «аболотский, по свидетельству  ась€нова, очень любил стихи јхматовой.
 
»звестно, однако, что много позже, в 1940-е – 1950-е годы, «аболотский неизменно пренебрежительно отзывалс€ о женской поэзии вообще, говорил, что женщина стихи писать не может, а лично об јхматовой, по свидетельству стихотворца ј.я. —ергеева, высказывалс€ так: « урица не птица, баба не поэт». (’арактерно, что, по словам —ергеева, јхматова, зна€ о таком отношении к ней, платила «аболотскому ответным непризнанием.)
¬ 1920 году, окончив ”ржумское реальное училище, Ќиколай «аболотский отправилс€ в ћоскву, где и поступил на историко-филологический факультет ћосковского университета, а также на медицинский факультет – поскольку студентам медицинского выдавали хороший продовольственный паЄк. ќднако и этого пайка, по-видимому, не хватало дл€ выживани€.
Ќиколаю пришлось, прервав учение, вернутьс€ домой. Ќо в 1921 году он снова отправилс€ учитьс€, на этот раз в ѕетроград. ¬ ѕетрограде Ќиколай стал студентом отделени€ €зыка и литературы общественно-экономического факультета ѕедагогического института имени √ерцена. ”чась в институте, «аболотский продолжал сочин€ть стихи, некоторое врем€ участвовал в работе студенческого литературного объединени€.
3
¬ 1925 году поэт окончил ѕедагогический институт, и в том же году изменил свою фамилию – стал писать еЄ через «ц» и произносить с «польским» ударением – на предпоследнем слоге. ¬ 1925 году произошло и ещЄ одно важное событие в жизни поэта – он познакомилс€ с молодыми поэтами-авангардистами ƒаниилом ’армсом и јлександром ¬веденским.
Ѕлагодар€ им «аболотский лучше узнал оказавшеес€ близким ему по духу искусство русского авангарда, которое в то врем€ переживало подъЄм. ѕоэт стал общатьс€ с художниками-авангардистами – ‘илоновым, ћалевичем, “атлиным. ќсобенно близок ему был мир произведений ‘илонова.
¬ 1926 году ’армс, «аболотский, ¬веденский и начинающий поэт »горь Ѕахтерев решили объединитьс€ в литературную группу под названием «Ћевый фланг». —воим духовным учителем все участники группы считали ¬елимира ’лебникова.
¬ 1926–1927 году «аболотский отбывал воинскую повинность. ¬ стрелковом полку, где он служил, дважды устраивались выступлени€ «Ћевого фланга», после чего некоторые из сослуживцев «аболотского стали поклонниками его таланта.
¬ 1927 году состо€лось важное дл€ молодых поэтов выступление группы «Ћевый фланг» в »нституте истории искусств. ѕоэтов слушали филологи ¬.ћ. ∆ирмунский, Ѕ.¬. “омашевский, ё.Ќ. “ын€нов, ¬.Ѕ. Ўкловский, Ћ.¬. ўерба, Ѕ.ћ. Ёйхенбаум. —тихами «аболотского особенно заинтересовались Ёйхенбаум и “ын€нов. “огда же «аболотский встретилс€ с молодым преподавателем »нститута, писателем ¬.ј.  авериным, и эта встреча стала началом многолетней дружбы.
1927 – год первой публикации стихов «аболотского. ѕоэту было 24 года. ¬ том же 1927 году объединение «Ћевый фланг» получило хот€ и незначительный, но всЄ же официальный статус – вошло в состав ленинградского ƒома печати как одна из его секций. ѕри этом правление ƒома печати категорически потребовало убрать из названи€ слово «левый». √руппа была переименована в «ќбъединение реального искусства», сокращЄнно – «ќбериу» или «ќбэриу». ѕод этим названием оно существовало до 1930 года и вошло в историю русской литературы, а его участники известны нам под именем обериутов, которым сами назвали себ€. ѕравда, «аболотский отошЄл от де€тельности обериутов в конце 1928 – начале 1929 года.
4
¬ 1928 году Ќиколай «аболотский подготовил к печати свою первую книгу стихов, название которой – «—толбцы» – как и название «ќбериу», принадлежит истории русской литературы.  нигу составили стихи 1926–1927 годов. ¬ышла она в 1929 и, по отзывам современников, была восприн€та читател€ми «как своего рода откровение» (Ѕ.ј. ‘илиппов, литературовед), прит€гивала и поражала «какой-то органической странностью, …«третьим смыслом», от которого немного кружилась голова» (ƒ.≈. ћаксимов, литературовед), вызывала «чувство… новизны, прорыва в область, никем ещЄ не обжитую до «аболотского» (ѕ.√. јнтокольский, поэт). Ѕыли доброжелательные, вдумчивые отзывы критики. ќднако большинство критиков прин€ло книгу в штыки. ќпределени€, которые давались лично поэту, он выписывал на отдельный лист, зачитывал друзь€м и сме€лс€ вместе с ними, вопреки тому, что ситуаци€ была совсем не весЄла€.
¬ конце 1920-х – начале 1930-х годов «аболотский сотрудничал в детских журналах «®ж» и «„иж», писал стихи и рассказы дл€ детей. ¬ это же врем€ он с особым вниманием изучал натурфилософию. ‘илософские вопросы быти€ природы всегда были важны дл€ «аболотского. ѕоэт обращалс€ к трудам ѕлатона, ‘ридриха Ёнгельса, √Єте, ¬елимира ’лебникова, √ригори€ —ковороды, “имир€зева, ¬ернадского, ÷иолковского. — ÷иолковским он в то врем€ вЄл переписку, котора€, к сожалению, не сохранилась.
¬ 1932 году поэт подготовил к печати новую книгу, названную им «—тихотворени€. 1926–1932», но до того, как она успела выйти, журнал ««везда», редактором отдела поэзии в котором тогда был поэт Ќ.—. “ихонов, опубликовал два стихотворени€ – «ћеркнут знаки «одиака» и «Ћодейников» – и поэму «“оржество земледели€».  ритика восприн€ла поэму как пасквиль на коллективизацию, хот€ автор создал философское произведение о взаимоотношени€х человека и природы. Ќабор книги стихотворений был рассыпан.
ѕосле этого «аболотский почти перестал писать стихи и до 1935 года занималс€ переводами ино€зычной поэзии, переработкой зарубежной классики дл€ детей (так, он пересказал «√аргантюа и ѕантагрюэл€» –абле, «“ил€ ”леншпигел€» Ўарл€ де  остера, главы из «ѕутешестви€ √улливера» —вифта). ¬ середине 1930-х «аболотский заинтересовалс€ грузинской поэзией, познакомилс€ (и сдружилс€) с поэтами —имоном „иковани и “ицианом “абидзе, начал работу над поэтическими переводами грузинских стихотворений (по подстрочным переводам), впервые побывал в √рузии.
5
≈щЄ в студенческие годы поэт познакомилс€ с ≈катериной  лыковой, также учившейс€ в ѕедагогическом институте имени √ерцена. ¬ 1928 году «аболотский просил ≈катерину выйти за него замуж, в 1930 году женилс€ на ней, в 1932 у них родилс€ сын Ќикита, в 1937 – дочь Ќаташа.
¬ 1937 году вышла книга новых стихотворений «аболотского, названна€ им «¬тора€ книга». ¬ 1938 поэт начал работу над стихотворным переложением на современный русский €зык «—лова о полку »гореве» и над поэмой «ќсада  озельска». Ќо завершить работу тогда не удалось: «аболотский был арестован и после года тюремного заключени€ без суда приговорЄн к п€ти годам лагерей.
¬ 1944 году его освободили, но оставили в системе лагер€ без права выбора работы и свободного перемещени€ по стране. ѕосле освобождени€ в  улундинскую степь (јлтайский край) к мужу приехала ≈катерина «аболоцка€ с детьми. ¬ 1945 лагерь был переведЄн под  араганду. ¬ это врем€ «аболотский вернулс€ к работе над стихотворным переложением «—лова о полку »гореве» и закончил черновой вариант переложени€.
¬ конце 1945 года поэт с помощью московских друзей получил командировку в ћоскву и уехал из  азахстана, но только в 1946-м смог получить официальное разрешение жить в ћоскве, и тогда вызвал к себе жену с детьми. ƒва года семь€ жила в посЄлке ѕеределкино – на даче писател€ »льенкова – а затем получила от —оюза писателей двухкомнатную квартиру в ћоскве. ¬ это врем€ «аболотский снова, после долгого перерыва, начал писать стихи. ¬ 1948 году вышла треть€ книга поэта. Ќо прежн€€ жизнь была невозвратна.
6
—ледует назвать вещи своими именами: не врем€, не истори€, не судьба, даже не государство, не власть и не политическое устройство – люди мучили других людей, и одним из тех, кому довелось претерпеть мучени€, был «аболотский. ќн уже никогда не смог забыть того, что произошло с ним. ¬ернувшись из лагерей, он уничтожил рукописи своих ранних стихотворений, заботливо сохранЄнные женой.
ƒо конца жизни он опасалс€ случайных знакомств, избегал откровенности, бо€лс€ предъ€вл€ть свой паспорт, предполага€, что в нЄм могут быть зашифрованы сведени€ о судимости. —уществуют многочисленные свидетельства о том, насколько болезненно он помнил пережитое.
“ак, стихотворец —емен Ћипкин в поэме «¬€чеславу. ∆изнь переделкинска€» рассказывает о том, как в поезде до ѕеределкино «аболотский вдруг испугалс€ двоих подозрительных попутчиков, в панике говорил: «—ейчас мен€ возьмут». „ерез 10 лет, в “арусе, в ужасе потребовал прервать прогулку на лодке и вернутьс€ на берег, когда в лодке обнаружилась течь. ≈му вспомнилась затонувша€ на јмуре баржа с заключЄнными, на которую сам он не попал почти чудом.
«аболотский стал замкнутым, сдержанным в общении с людьми. —ын поэта пишет: «ќднажды, увидев в окно, что к нему идЄт упорно желавша€ с ним поговорить  сени€ Ќекрасова, велел кому-то из домашних сказать, что его нет дома».
 роме того, «аболотский очень насторожЄнно относилс€ к любым упоминани€м о его первой книге – «—толбцы», за которую его клеймила критика. ћногим ценител€м его творчества он говорил, что его ранние стихи недостойны внимани€ - но, умира€, включил «—толбцы» в итоговый свод своих произведений.
7
Ќо, пожалуй, хуже всего было то, что после лагерей «аболотский стал опасатьс€ сочин€ть стихи. Ѕыли периоды, когда он целенаправленно уклон€лс€ от творчества, до предела загружа€ себ€ переводами. ¬ конце 1940-х – 1950-е годы «аболотский вернулс€ к близкой ему грузинской поэзии. ≈му русска€ и грузинска€ культуры об€заны существованием свода классической грузинской поэзии на русском €зыке.
«аболотский перевЄл стихи √ригола ќрбелиани, »льи „авчавадзе, јкаки€ ÷еретели, ¬ажа ѕшавелы, ƒавида √урамишвили. ¬ 1955 году он закончил полный перевод поэмы Ўота –уставели ¬ит€зь в тигровой шкуре – перевод, который, по-видимому, останетс€ лучшим. «аболотский переводил также стихи грузинских поэтов 20 века – “ициана “абидзе, —имона „иковани и других. «а переводы грузинской поэзии «аболотский получил в 1957 году ќрденом “рудового  расного «намени.
Ётой награде поэт радовалс€, счита€, что она делает более прочным его положение в жизни – положение бывшего заключЄнного. ќднако во врем€ обострени€ болезни сердца он попросил жену подать ему в постель свои фотографии, сделанные после награждени€, отрезал орден и обрезки велел выкинуть.
—овсем не сочин€ть «аболотский всЄ же не мог. ¬ 1953 он подготовил и сдал в издательство «—оветский писатель» ещЄ одну книгу стихов, котора€ вышла только в 1957 году.
Ќе только критики, но и читатели отмечают разительное различие между стихами молодого и взрослого «аболотского, точнее – между стихами, написанными «аболотским до лагерей и после. —оветска€ критика зачастую трактовала эту перемену как «перерастание заблуждений молодости» и «возвращение к классической традиции». ќднако сейчас литературоведы считают, что «поздние» стихи «аболотского – не отрицание «ранних», а развитие тех возможностей, которые начали осуществл€тьс€ уже в молодой поэзии. ѕоэт отказалс€ лишь от того, что не смогло вырасти, развитьс€ в нЄм – и от того, что не пригодилось.
8
ќсталось главное – особый взгл€д на мир. ¬ 18-м веке таким взгл€дом обладал украинский философ и поэт √ригорий —коворода. ¬ –оссии, в 20-м веке так увидели вселенную четверо – ¬елимир ’лебников, старший современник «аболотского; поэт  сени€ Ќекрасова, младша€ современница; писатель јндрей ѕлатонов, почти ровесник; и сам «аболотский. (¬сех названных отличает ещЄ и то, что они родились и провели детство далеко от столиц.) Ётим люд€м было свойственно напр€жЄнное старание осмыслить действительность, причЄм дл€ них ничего не значили штампы – готовые представлени€, мнени€ – а была важна только вселенна€, в которой жили они, в которой живЄм и мы тоже.
ѕотому хорошо знакомые, привычные вещи, €влени€ предстают в их стихах и прозе неожиданно по-новому, непривычно, оживают, остава€сь в то же врем€ совершенно узнаваемыми. „итатель, встреча€сь с такими стихами или прозой, как будто вдруг оказываетс€, вместо комнаты, под открытым небом, пр€мо посреди живого мироздани€.
Ќикита «аболотский, повеству€ о лагерных годах отца, пишет о нЄм: «... в «аболотском всегда совершалась кака€-то внутренн€€ работа, как будто и не св€занна€ с тем, что происходило вокруг него». Ќо, по-видимому, душа поэта всЄ же переживала именно «происходившее вокруг» – и то, что происходило с самим «аболотским: почти непредставимое дл€ большинства из нас существование заключЄнного в лагере, каторжный труд, незащищЄнность от смерти, близость к природе в самом реальном смысле этого слова: необходимость посто€нной борьбы за выживание; страдани€ других; но также первозданна€ красота мира, природы. ѕо-видимому, работа души, вынужденной пережить лагерный опыт, и создала новый строй стихов «аболотского. ћы не считаем возможным утверждать, что это были изменени€ к лучшему или худшему. ѕросто «аболотский стал писать стихи несколько иначе.
¬ молодости поэт был способен воспринимать мир юмористически, весело шутить – а не только иронизировать – по поводу странного и непостижимого дл€ нас устройства мироздани€ (как он шутит, например, в стихотворении «ћеркнут знаки «одиака»), по поводу бессмысленности многого из того, что происходит в человеческой жизни. ѕосле лагерей «аболотский по-прежнему сочин€л иногда шуточные стихотворени€, но в стихах, сочин€вшихс€ всерьЄз, уже никогда не показывал мир бессв€зным нагромождением вещей и €влений – и не шутил о мироустройстве.
—очин€€ стихи, молодой «аболотский фантазировал, передавал то, чего не видел вокруг, но что чувствовал в мире. ¬ стихах, написанных после лагерей, поэт пристально всматриваетс€, вчувствываетс€ в действительность, доступную и нам – и прозревает в обычном новое, то, что никому до него не открывалось. ќ творчестве «аболотского в 1940-е – 1950-е годы можно сказать его собственными словами из стихотворени€ «¬ечер на ќке» (1957):
√орит весь мир, прозрачен и духовен,
“еперь-то он поистине хорош,
» ты, лику€, множество диковин
¬ его живых чертах распознаЄшь
9
ѕожалуй, из четырЄх современников, обладавших сходным мироощущением, только «аболотский – в его «позднем» творчестве – может быть по-насто€щему близок тем читател€м, кто не любит необычных, «непон€тных» стихов и прозы. Ќа слова «поздних» стихотворений «аболотского написаны попул€рные песни, романсы (например, «ќчарована, околдована…», «¬ городке», «ќбрываютс€ речи влюблЄнных…» – из фильма «—лужебный роман», «¬ этой роще берЄзовой» – из фильма «ƒоживЄм до понедельника»).
ћногим известны стихотворени€ «Ќе позвол€й душе ленитьс€», «Ќекрасива€ девочка», «∆уравли», стихи цикла «ѕоследн€€ любовь». Ќовый образ мироздань€, открытый и данный поэтом, читатели принимают, соглашаютс€, что вселенную можно увидеть и так, как увидел «аболотский. «аметим также, что наиболее известные стихотворени€ «аболотского человечны, говор€т прежде всего о люд€х, что было несвойственно его ранней поэзии.
¬ конце жизни поэту пришлось пережить ещЄ одно душевное потр€сение – его жена, ≈катерина ¬асильевна «аболоцка€ ( лыкова), полюбила ¬асили€ √россмана, писател€. „увство было взаимным.
¬ 1956 году ≈катерина «аболоцка€ и √россман стали жить вместе, а Ќиколай «аболотский попыталс€ заново устроить свою жизнь, нашЄл другую, молодую женщину – Ќаталью –оскину – но создать новую семью не удалось, по свидетельству –оскиной – прежде всего потому, что «аболотский тосковал по ≈катерине ¬асильевне.
ќб этих событи€х написаны стихи «ѕоследн€€ любовь». ¬ 1957 году началось постепенное примирение с женой, но совсем вернутьс€ к друг другу и забыть разрыв они не успели.
10
¬ лагере «аболотский смог получить место чертЄжника, и это, как он сам иногда говорил, спасло его. Ќо ему всЄ же приходилось работать и на лесоповале, и в карьере на добыче строительного камн€, и на земл€ных работах. ј в 1943 году заключЄнных стали отправл€ть на содовые озЄра, чернорабочими на завод по производству соды.
—то€ по колено в насыщенном содовом растворе, они должны были вычерпывать его. Ќа этой работе «аболотский подорвал сердце. ¬ 1954 году он пережил т€жЄлый инфаркт, а 14 окт€бр€ 1958 от этой же, полученной в лагере сердечной болезни умер.
ѕо-насто€щему «аболотский пришЄл к читателю только в 1980-е годы. ¬ это врем€ несколько раз были переизданы его стихотворени€.  ак правило, издани€ сопровождались портретом автора, вступительными стать€ми. —борник «—тихотворени€ и поэмы», выпущенный в —вердловске —редне-”ральским книжным издательством в 1986 году, иллюстрирован фотографи€ми поэта, сделанными в разные годы его жизни, и чЄрно-белыми репродукци€ми картин русских художников-авангардистов начала 20-го века.
ѕо€вились работы литературоведов, посв€щЄнные творчеству «аболотского. ¬ 1984 году вышла монографи€ ».». –остовцевой «Ќиколай «аболотский: ќпыт художественного познани€», в 1987 – книга ј.¬. ћакедонова «Ќиколай «аболотский: ∆изнь. “ворчество. ћетаморфозы». Ќаконец, в 1995 по€вилс€ сборник: Ќ.ј. «аболотский. «ќгонь, мерцающий в сосуде», – составленный сыном поэта, Ќ.Ќ. «аболотским.
¬ сборник вошли не только стихотворени€, поэмы, переводы, но и письма, жизнеописание поэта, написанное его сыном, воспоминани€ современников о «аболотском, статьи о его творчестве. Ётим сборником мы и пользовались при подготовке обзора.
 

 
 

 
–убрики:  ѕќЁ«»я в »Ќ“≈–Ќ≈“≈/ќ поэзии серьезно
 ультура и духовность/¬ыдающиес€ мужчины
ќ дневнике и авторе/»ностранные €зыки и перевод
ѕќЁ“џ от ј до я/Ќиколай «аболоцкий
√ќ–ќƒј и —“–јЌџ/√рузи€
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку